статья Гибели динозавров не предшествовал их расцвет

Максим Борисов, 24.07.2008
"Супердрево" динозавров. Изображение с сайта http://palaeo.gly.bris.ac.uk/supertree/

Новое исследование, опубликованное в британском журнале Proceedings of the Royal Society B, свидетельствует против теории, согласно которой динозавры непосредственно перед своей гибелью испытали взрывной рост видового разнообразия. Группа британских, ирландских, немецких и китайских ученых, возглавляемых Грэмом Ллойдом (Graeme Lloyd) из Бристольского университета (University of Bristol, Западная Англия) сумела построить "супердрево" эволюционного развития динозавров, тщательно проанализировав информацию по 440 видам (приблизительно 70 процентам от всех известных динозавров). Ученые рассматривают свою работу как часть амбициозного международного проекта по воссозданию "Древа жизни" ('Tree of Life').

"Супердрево (Supertrees) - это очень масштабное генеалогическое древо, нарисованное с помощью продвинутых компьютерных методов путем аккуратного сшивания 155 меньших "деревьев", которые были предварительно начертаны экспертами по различным подгруппам, - поясняет Грэм Ллойд. - Наше супердрево подводит итог усилиям сотен экспертов по динозаврам со всех концов земного шара, которые трудились над этой проблемой в течение двух десятилетий. Эта схема позволяет нам теперь отыскивать необычные образцы среди "ветвей" всех динозавров". Работа была выполнена с помощью суперкомпьютеров Национального ирландского университета (National University of Ireland at Maynooth), вычисления заняли 5 тысяч часов машинного времени. Профессор Майк Бентон (Mike Benton) из Бристольского университета пояснил, что древо динозавров, конечно, еще далеко не полно, однако оно представляет собой "самое детальное и всестороннее отдельное эволюционное древо, нарисованное для динозавров, да и почти для любой иной группы".

Во время так называемой Меловой революции (Cretaceous Terrestrial Revolution, 125-80 миллионов лет назад), после которой исчезли динозавры, на Земле наступил настоящий расцвет биологической вариативности - он коснулся цветковых растений, социальных насекомых (типа термитов, муравьев, ос и пчел), бабочек, современных групп насекомоядных ящериц, млекопитающих и, возможно, птиц. Некоторые эксперты предположили, что динозавров также затронул этот всеобщий расцвет форм, так как нам известно очень много необычных и причудливых окаменелостей той эпохи, например, утконосых гадрозавров, семейства рогатых динозавров (Ceratopsidae), живших в конце периода позднего мела (65-70 миллионов лет назад) в Северной Америке, пахицефалозавров (Pachycephalosaurus, "крепкоголовых ящеров") - отряда птицетазовых динозавров - и других чудесных созданий.

Однако теперь группа Ллойда сделала заключение, согласно которому наибольшое эволюционное разнообразие динозавров пришлось не на меловой, а на поздний триасовый период (225-200 миллионов лет назад). Это случилось спустя 15-40 миллионов лет после того, как возникли динозавры. Вторая, более скромная вспышка видовой вариативности произошла в середине юрского периода, 170-160 миллионов лет назад. К тому времени все основные родословные "ветви" динозавров, которые были известны во времена Меловой революции, уже появились.

"Наше новое исследование подтверждает, что Меловая революция стала ключевым событием в эволюции современных континентальных экосистем, однако динозавры не принимали в этом участия, - пишут британские ученые. - Вероятно, в искажении всей картины оказалась повинна большая доступность окаменелостей более позднего периода".

Нужно отметить, что на Западе чрезвычайно популярна теория относительно быстрой (катастрофической) гибели динозавров 65 миллионов лет назад в результате падения на Землю крупного астероида или кометы (наиболее вероятным местом падения этого небесного тела выбрана территория современного полуострова Юкатан в Мексике). Охватившие нашу планету огненные бури, пылевые облака, затенившие солнце, могли вызвать изменение климата, неблагоприятно отразившееся на растительности, которой питались растительноядные динозавры, служившие в свою очередь пищей хищным ящерам. Лишь самые мелкие существа (в основном это были млекопитающие) сумели приспособиться к новому климату и новой доступной пище и таким образом унаследовали всю планету. Российские палеонтологи в своем большинстве к импактной гипотезе относятся критически. Новое исследование, очевидно, также не играет на руку "поклонникам астероидов".

Dinosaurrific! New Dinosaur Supertree – the most comprehensive picture ever produced of how dinosaurs evolved - Bristol University - News from the University