новость В Антарктике нашли остатки астероида, погубившего животных 250 млн лет назад

25.11.2003

Американские ученые заявляют, что нашли дополнительные доказательства тому, что причиной глобального вымирания живых организмов на Земле, произошедшего 250 млн лет назад, было столкновение планеты с огромным небесным телом, передает BBC News. Переход от пермского к триасовому периоду отмечен вымиранием 90% всех видов морской жизни и 70% наземных позвоночных.

Асиш Басу (Asish Basu) из Рочестерского университета в США и его коллеги обнаружили в образцах твердой породы Антарктики, относящейся к этому периоду, элементы, указывающие на присутствие частиц метеорита. По словам Басу, химический состав частиц схож с находкой, обнаруженной в Китае и также относящейся к стыку пермского и триасового периодов.

Подобное же массовое вымирание видов произошло и 65 млн лет назад. Тогда жертвами катаклизмов стали динозавры. Граничный слой этого времени, который называется мелово-третичным, содержит много иридия - редкого на Земле, но часто встречающегося в астероидах и метеоритах. Ученые считают, что тогда Земля столкнулась с небесным телом диаметром около 10 км. Басу предполагает, что вымирание живых организмов на границе пермского и триасового периодов могло произойти по аналогичному сценарию, однако отсутствие иридия в образцах из Антарктики указывает на то, что метеорит имел отличный состав. Вместо следов иридия отличительной чертой данного метеорита является наличие так называемых фуллеренов. Еще в 2001 году исследователям удалось найти в скалах тех далеких времен особый тип фуллеренов с вкраплениями изотопов гелия и других инертных газов, которые редко встречаются на Земле, но обычны в межзвездном пространстве. Знаменательно, что фуллерены встречаются только в переходном слое между пермским и триасовым периодами. Это дает право предположить, что в то время на Землю частицы были занесены из космоса.

Мощность удара от столкновения с гигантским небесным телом, по подсчетам ученых, должна была быть в миллион раз больше самого сильного из известных землетрясений. Удар вызвал невиданные извержения вулканов по всей Земле. А это, в свою очередь, вызвало длинную цепь глобальных изменений природы.

25.11.2003