новость Палеонтологи отыскали аистов среди динозавров

29.05.2008
Реконструкция птерозавра. Фото с сайта www-news.uchicago.edu

Самые крупные из существовавших некогда крылатых ящеров предпочитали ходить пешком и хватать добычу с земли своим гигантским клювом. К такому выводу пришли авторы исследования, опубликованного в журнале PLoS ONE. Ранее палеонтологи считали, что все древние гигантские летающие рептилии - птерозавры - вели себя как чайки или пеликаны, которые парят над озерами или морями, на лету выхватывая рыбу из воды, уточняет РИА "Новости".

Птерозавры, как и другие динозавры, жили в эпоху динозавров, продлившуюся с 230 до 65 миллионов лет назад. Статья ученых из Портсмутского университета посвящена надсемейству птерозавров - аждархидам. Аждархиды, чье название образовано от узбекского слова, означающего "дракон", серьезно превосходили по своим размерам других птерозавров: у некоторых из них размах крыльев превышал десяток метров, а самые высокие были выше жирафов.

Авторы исследования - Марк Виттон (Mark Witton) и Дэррен Нэйш (Darren Naish) - доказали, что по своему образу жизни аждархиды больше походили на сухопутных хищников, чем на чаек. "Аждархиды стали известны в 1970-е годы, и вскоре вопрос об их образе жизни стал предметом многочисленных дискуссий. Первоначально их описывали как подобных грифу падальщиков, а позже стали считать, что эти существа летали над поверхностью воды, выхватывая оттуда рыбу", - говорит доктор Нэйш, слова которого приводятся в сообщении университета. Ученый пояснил, что ранее выдвигались и другие гипотезы, однако все они содержат серьезные противоречия. По его словам, аждархиды, вероятно, лучше всех других птерозавров были приспособлены к ходьбе, так как они обладали длинными конечностями, а их голова была расположена таким образом, чтобы удобнее хватать мелких животных и другую пищу с земли.

Животные, подобные аждархидам, вымерли, но их ближайшие аналоги в современном животном мире - это птицы-носороги или аисты. Изучив кости аждархидов и сравнив их анатомию со строением современных животных, ученые пришли к выводу, что они очень сильно отличаются как от падальщиков, так и от морских хищных птиц.

Исследователи указывают также на то, что свыше половины скелетов аждархидов было найдено в отложениях, которые в эпоху динозавров находились в глубинах континентов.

29.05.2008