Автокалендарь: 12-18 декабря
12 декабря 1946 года родился знаменитый бразильский автогонщик Эмерсон Фиттипальди. Он дебютировал в "Формуле-1" в 24 года, а уже два года спустя, в 1972 году стал чемпионом мира в составе команды "Лотусе" – самым молодым за всю историю первой "Формулы". В 1974 Фиттипальди повторил свой успех, выступая на "Макларене". Став 2-кратным чемпионом, бразилец (а по матери – потомок русских эмигрантов), решил создать бразильскую гоночную команду. Эмерсон и его брат Уилсон нашли инженеров и механиков и построили болид собственной конструкции. Деньги на содержание "конюшни" давал бразильский сахарный концерн Copersucar. С 1976-го по 1982 год Фиттипальди, выступая за "Копершукар", не выиграл ни одной гонки, а последние два года, после отказа сахарозаводчиков финансировать проект, из своего кармана оплачивал все расходы.
Уйдя в 1982-м из "Формулы-1", Фиттипальди занялся фруктовым бизнесом, чтобы отдать долги. Но несколько лет спустя вернулся в гонки, на этот раз в американскую серию "Индикар". В дебютном 1986 году он одержал одну победу, затем побеждал по два раза и, наконец, в 1989-м стал чемпионом – первым иностранцем, победившим в "Инди". Фиттипальди ушел из гонок "Инди" в 1996 году. Это случилось после аварии во время тестовых заездов, когда его машина сорвалась в повороте и на скорости 200 километров в час врезалась в бетонную стену.
12 декабря 1966 года с конвейера Ижевского автомобильного завода сошел первый автомобиль "Москвич-408" с эмблемой ИЖ на радиаторе. Все детали и комплектующие автомобиля привозили с Московского завода им. Ленинского комсомола (АЗЛК).
Автопроизводство было организовано в Ижевске благодаря поддержке министра оборонной промышленности СССР Дмитрия Устинова.
Строительство завода началось в 1965 году, уже к концу 1966 года с конвейера автозавода сошло 300 ижевских автомашин. Всего на ижевском автозаводе было изготовлено более 4000 автомобилей "Москвич-408". В декабре 1967 года начался выпуск более современной модели – "Москвича-412".
13 декабря 1933 года в Бордо родился автодизайнер Поль Брак. Свою карьеру Брак начал ассистентом в студии Филиппа Шарбонне в 1953 году. В 1957 году молодого дизайнера пригласили на работу на фирму Mercedes-Benz. Первым его проектом стало участие в разработке знаменитого купе Gull Wing. За ним последовали – 230SL Pagode, 220S Coupe, 250, 600, 220. Вернувшись во Францию, Брак работал в Brissonnau & Lotz, а в 1970 году вернулся в Германию – на работу в дизайн-центр BMW в Мюнхене. Там он создал BMW 2002 Turbo, а также модели серий "3", "5", "6" и "7".
В 1974 году Брак вновь вернулся во Францию и занялся разработкой интерьера кузовов легковых автомобилей на фирме Peugeot.
Всего он разработал кузова для более чем 70 автомобилей и написал более 100 живописных произведений на автомобильную тему. "Автомобильный дизайн должен быть не агрессивным, а нежным, как женщина, как ее поцелуй, пластичным, как скульптура", – считает Поль Брак.
14 декабря 1914 года один из шести братьев Мазерати Альфьери основал компанию Officine Alfieri Maserati. Все братья Альфьери – старшие Карло и Биндо – и младшие Марио, Этторе и Эрнесто – внесли свой вклад в развитие компании. Первым в семье начал заниматься автомобилями старший из братьев Карло – именно он, работая на фирме Junior, создал первый автомобиль Maserati, оснащенный одноцилиндровым двигателем и простым шасси. Помимо автомобилей Карло занимался разработкой и созданием авиационных двигателей, увлекался гонками. Талантливый инженер Карло Мазерати умер молодым – в 29 лет. Дело брата продолжил Альфьери, который основал в Болонье компанию Officine Alfieri Maserati.
Основными направлениями деятельности нового предприятия были разработка и выпуск автомобилей, двигателей и свечей зажигания. Символом компании стал трезубец от скульптуры Нептуна , установленная на главной городской площади.
Братья создавали легковые и гоночные автомобили по заказам клиентов и сами участвовали в гонках. Рождение Maserati, как фирмы известной всему миру, произошло 25 апреля 1926 года, на старте гонок Тарга Флорио. На этих соревнованиях, третий из братьев Мазерати – Альфьери, представил и пилотировал первый серийный автомобиль Maserati Gran Prix 1500, несший на своем капоте знак трезубца.
Альфьери с блеском провел гонки и стал первым в классе, обойдя автомобили других конкурентов, оснащенных двигателями намного большего объема. В 1927 году Эрнесто на Tipo 26 становится чемпионом Италии.
После успеха Tipo 26 братья решили переориентировать производство исключительно на выпуск гоночных автомобилей. С 1932 по 1939 годы, после смерти Альфьери, все автомобили создавались младшим Мазерати – Эрнесто. В этот период он сам проектировал все двигатели и сам же несколько раз приводил свои автомобили к победе на гонках. В 1933 году Эрнесто Мазерати первым в Европе начал применять гидроусилитель тормозов на гоночных автомобилях.
В 1938–1939 годах Maserati вошла в состав компании Orsi Gruppo. В 1940 году фирма была переведена в Модену, где и находится по сей день.
После войны, оставшиеся братья Мазерати Биндо, Этторе и Эрнесто покинули фирму, которой оставили свое имя и организовали собственное предприятие OSCA (Officina Specializzata Costruzione Automobili Fratelli Maserati) в родной Болонье. OSCA специализировалась на постройке спортивных машин и в конструировании силовых агрегатов, однако прежнего успеха и популярности ее автомобили не имели.
В конце 20-х годов основанная Уолтером Оуэном Бентли компания Bentley Motors находилась на грани банкротства. После 1926 года фирму финансировал поклонник автогонок Вульф Барнато. Он стал председателем правления Bentley, но в итоге и он отказал в финансовой помощи. 14 декабря 1931 года Bentley перешла в распоряжение фирмы Rolls-Royce. Уолтера Бентли отстранили от конструирования, и появившиеся в 1933 году новые модели Bentley уже не имели ничего общего со своими предшественниками.
Существование в тени Rolls-Royce продолжалось до 1998 года, когда Rolls-Royce перешел под контроль немецкого концерна Volkswagen. В 2003 году марки и производственные программы окончательно разделились – Rolls-Royce отошел другому германскому концерну BMW, а завод в Крю и марка Bentley осталась за Volkswagen.
16 декабря 1949 года шведская компания Svenska Aeroplan Aktiebolaget (SAAB) выпустила свой первый автомобиль. "Компания шведский аэроплан" (так переводится ее название) приступила к разработке первого автомобиля в 40-е гг. Прототип этой машины был готов в 1947 году практически одновременно с первым реактивным истребителем SAAB, но понадобилось еще два года, чтобы начать его производство под названием SAAB 92.
Создал его Сикстен Скастен с учетом опыта конструирования скоростных самолетов: его несущий кузов был очень обтекаемой формы, а ведущими стали передние колеса. Несколько проигрывал автомобиль лишь из-за своего двигателя. Поскольку руководство компании не видело перспектив для производства собственных автомобильных двигателей, то первое время использовался вариант довоенного двухтактного 2-цилиндрового мотора немецкой компании DKW рабочим объемом всего 764 куб. см.
Компания SAAB прославилась выпуском первого в Европе серийного легкового автомобиля с турбонаддувом. В 1965 года название концерна сменили на Saab Aktiebolag, а позднее просто Saab. В 1990-м легковое отделение Saab приобрел американский концерн General Motors.
18 декабря 1898 года граф Гастон де Шасслоу-Лаба установил первый официально зарегистрированный рекорд скорости. В парке Ашер близ Парижа он проехал на электромобиле марки Jeantaud со скоростью 63,14 км/ч. Jeantaud также известен тем, что на нем впервые вместо ручки использовалось рулевое колесо.
18 декабря 1984 года компания New United Motor Manufacturing, Inc – совместное предприятие Toyota и General Motors представила новую модель – Chevy Nova. Этот автомобиль примечателен тем, что его название переводится на испанский как "не едет". С таким именем сбыт на южноамериканском рынке был затруднителен, так что название пришлось сменить.
Статьи по теме
Автокалендарь: 5-11 декабря
Когда Америка перешла на передний привод. Как работал первый в мире автоматический гараж. Где случилась крупнейшая в Британии автоавария. Почему в СССР до 1961 года не было единых правил дорожного движения.
Автокалендарь: 28 ноября - 4 декабря
Почему DaimlerChrysler делает "мерседесы", а Jaguar – "даймлеры". Какими были первые дорожные знаки. Когда появился первый австралийский автомобиль. Кто изобрел дисковые тормоза. Что общего имеют девочка Антуанетта и мотор V8. Какова была скорость конвейера Форда.
Автокалендарь: 21-27 ноября
Какого цвета был милицейский жезл на заре СССР. Кто построил первый снегоход и первые аэросани. Чем раньше заводили мотор. Как звали изобретателя современного трактора. Зачем Бенц поменял первую букву в своем имени. Кто пришел на смену "Жестянке Лиззи".
Автокалендарь: 14–20 ноября
Как прозвали первый автомобиль марки Dodge. Как советские конструкторы опередили американцев на Земле и на Луне. Сколько стоил самый дорогой Ferrari. Чем хорош двигатель Стирлинга и почему его не ставят на автомобили.
Автокалендарь: 7–13 ноября
Как женщина придумала "дворник". Когда "Москвич" был одним из лучших в мире. В честь какого события назвали Trabant. С какой скоростью можно ехать на одном колесе. Почему испанцы ушли от итальянцев к немцам.
Автокалендарь: 31 октября – 6 ноября
Когда на дорогах появилась зебра. Кто больше всех проработал таксистом. С чего был срисован первый советский лимузин. Сколько тонн льда заменял первый кондиционер. Чем занимался Луи Шевроле до прихода в автобизнес. Кто придумал лучший советский автобус.
Автокалендарь: 24-30 октября
Кто изобрел рулевое колесо. Какое отношение кассовые аппараты имеют к зажиганию. Когда грабители впервые воспользовались автомобилем. Для чего был построен первый в мире автомобиль. Что было вместо двигателя у первого Lamborghini.
Автокалендарь: 17-23 октября
Как арабские нефтяные шейхи помогли японцам. Кто прославил несущий кузов и передний привод. Когда впервые применили современные ремни безопасности. Насколько быстрым может быть электромобиль.
Автокалендарь: 10-16 октября
Где прошла первая в России "гонка моторов". Почему инженер Хорьх лишился своего имени. За что калифорнийцы полюбили японский гибридомобиль. Как Ли Якокка спасал Ford и Chrysler. Сколько стоила самая длинная поездка на такси.
Автокалендарь: 3–9 октября
Как разогнать велосипед быстрее гоночных болидов. Чем закончилось противостояние со звуковым барьером. Где истоки побед команды Ferrari. Когда был выпущен первый советский автомобиль. В каком фильме блистал старый Mini. Что изобрел Вильгельм Майбах.
Автокалендарь: 26 сентября - 2 октября
Почему гонки по "Северной петле" назвали "битвой с драконом". Кому была выгодна смерть Рудольфа Дизеля. Когда появилась Формула-1. Откуда у Mini турецкие корни.
Автокалендарь: 19–25 сентября
Кто стоял у истоков отечественной автомобильной науки. Кого благодарить за развитую дорожную сеть. Что такое октановое число топлива. Где стоит первый американский автомобиль. Как появилось современное зажигание.
Автокалендарь: 12–18 сентября
Какие марки автомобилей стали роковыми для Айседоры Дункан и Грейс Келли. Почему капот Bugatti украшает решетка в виде подковы. Чем знамениты "Парни Бентли". Откуда весь мир знает дочку Эмиля Эллинека. Кто стоял у истоков General Motors.
Автокалендарь: 5-11 сентября
Где проложен самый длинный автомобильный туннель в мире. Кто написал первый русский учебник по автоделу. Как Mazda помогла KIA выйти из кризиса. C чего начиналась Япония в Европе. Когда открылись первая автострада и первый автобан.
Автокалендарь: 29 августа – 4 сентября
Юбилеи недели: 120 лет мотоциклу, 50 лет – солнцемобилю, 130 лет – Фердинанду Порше. Зачем японцы задумали Lexus. Когда подушки безопасности стали обязательными.
Автокалендарь: 22-28 августа
Почему "Тойода" стала "Тойотой". Каким был первый "Кадиллак". Кто посоветовал Лянче обратиться к грекам. Когда за превышение скорости начали сажать. Что такое "Любовь к шести цилиндрам".
Автокалендарь: 15-21 августа
Когда Ferrari одержал первую победу. Изобретатель круиз-контроля был слепым. Сколько кирпичей осталось на "Старой кирпичнице". Когда в России появился первый автомобиль. Кто первым попал под машину. Как родился "королевский" Bugatti.
Автокалендарь: 8–14 августа
На чем гонялись на первом чемпионате СССР по автогонкам. Чем занимались в автоклубах XIX века. Как звали усатого англичанина, который мог стать главным неудачником "Формулы-1", но не стал. Кто изобрел роторный двигатель. Когда родился отец FIAT. Где выдали первые водительские права. Автокалендарь: 8-14 августа
Автокалендарь: 1–7 августа
Какой автогигант начинался в Тюфелевой роще. Как быстро можно ехать на двух колесах. Что делал во французской тюрьме Фердинанд Порше. Кого японцы называли "Господин Гром". Чем кроме "крылатых" дверей знаменит Mercedes 300SL. Кто спроектировал первый Golf.
Автокалендарь: 25-31 июля
Какое отношения яйца имеют к "гадкому утенку". Почему убийцы писали благодарственные письма Генри Форду. Когда англичане оценили Cadillac. Куда отправился последний "жук".
Автокалендарь: 18-24 июля
Кто построил лимузин вождя народов. Почему у паровика де Диона отобрали первенство в гонке Париж-Руан. Как сын подсказал шотландскому ветеринару изобрести пневматическую покрышку. Когда появился переднеприводный Volkswagen.
Автокалендарь: 11-17 июля
Какое отношение Тольятти имеет к ФИАТу. Почему почернела буква на эмблеме Rolls-Royce. Откуда на капот Hispano-Suiza прилетел аист. О чем мечтали закавказские джигиты и советские торговые работники.
Автокалендарь: 4–10 июля
Когда впереди автомобилей перестали ходить с красными флагами. Какое отношение к автопроизводству имеют крестообразные. Кто покрыл Германию сетью скоростных дорог и как строили "прешпективную" дорогу в России. Сколько стоил первый русский автомобиль.