Также: Автомобили

статья Автокалендарь: 8–14 августа

07.08.2005

8 августа 1897 года англичане Харрингтон Мур и Фредерик Симмс основали старейший в мире автоклуб — Автомобильный клуб Великобритании и Ирландии, позже получивший покровительство короля Эдуарда VIII и переименованный в Королевский автомобильный клуб.

Клуб был создан по образцу джентльмен-клубов того времени и объединял людей высокого достатка – владельцев автомобилей и любителей гонок. Позднее на основе клуба возникли службы, занимающихся страхованием, автотуризмом и помощью на дорогах. Королевский автомобильный клуб стал устроителем первой гонки Tourist Trophy в 1905 году и провел первый британский Гран-При в Бруклендс в 1926 году.

8 августа 1953 года в местечке Аптон-он-Северн родился знаменитый британский гонщик "Формулы-1" Найджел Мэнселл. Трижды (в 1986, 1987 и 1991 гг.) он занимал в чемпионате мира второе место. Казалось, ему суждено стать одним из главных "неудачников" королевских гонок. Но в 1992 году, в возрасте 39 лет, он наконец стал чемпионом.

Мэнселл пришел в первую "Формулу" в 1980-м и первые четыре года выступал за команду "Лотус". Англичанин набирал очки, но побед не было. Только переход в команду Фрэнка Вильямса в 1985-м позволил в полной мере раскрыться его таланту. В первом же сезоне за рулем болида Williams Honda он выиграл две гонки и занял итоговое 6-е место. В 1986 году он победил в пяти гонках, а в 1987 году – в шести, но титул чемпиона оставался недостижимым. В последней гонке сезона-86 Гран-при Австралии ему нужно было набрать всего одно очко. Но ошибка в выборе резины командой "Вильямс" сделала чемпионом Алена Проста. В 1987-м он опять лишь второй, за бразильцем Нельсоном Пике.

Конец 80-х Мэнселл провел в "Феррари", но у него не сложились отношения с напарником Простом. Вернувшись в 1991 году в "Вильямс", он выиграл пять Гран-при и снова стал вторым в чемпионате. В 1992-м его было не удержать. Он победил в девяти гонках, набрал 108 очков и стал чемпионом за пять этапов до конца чемпионата. В 1993 году он выиграл американскую серию «Индикар». После двух лет выступления в США Мэнселл ненадолго возвращается в "Формулу-1", но ему уже за сорок, и возраст берет свое. Великий "Найдж" уходит. За полтора десятилетия в "Формуле-1" Мэнселл одержал 30 побед и 31 раз выигрывал "поул-позишн" в 181 Гран-при.

''Победа'', Фото с сайта gaz20.spb.ru9 августа 1950 года на Минском шоссе под Москвой прошел первый чемпионат СССР по автомобильному спорту. Линейные гонки на 300 км проводились в классах автомобилей "Победа" и "Москвич". На чемпионате 1950 года выступали 45 экипажей из Москвы, Ленинграда, Горького, Киева, Харькова и Минска. В состав экипажа входил водитель и механик; функции последнего в линейных гонках, помимо помощи при ремонте включали добавление масла в двигатель на ходу, контроль за приборами, переключение на запасную систему зажигания.

Первыми чемпионами страны стали горьковчанин Михаил Метелев и москвич Лев Гивартовский – испытатели автомобильных заводов ГАЗ и МЗМА. Гивартовский на "Москвиче-400", объем двигателя которого был увеличен до 1187 кубических сантиметров, а мощность – с 23 до 34 л.с. – показал среднюю скорость 114,2 км/ч.

Положение о первенстве СССР 1950 года разрешало любые конструктивные изменения серийных автомобилей, в том числе изменение формы кузова, изменение фаз газораспределения, увеличение рабочего объема в пределах класса. В последующие годы было запрещено изменять форму кузова (1951 г.), увеличивать рабочий объем двигателя (1952 г.). В 1951 году в программе первенства страны появился кросс на дистанцию 84 км.

11 августа 1898 года Фрэнк Сиберлинг основал компанию Goodyear Tire & Rubber Company. Чтобы приобрести свой первый завод, Сиберлинг занял у свояка $3,500. Первоначально компания делала велосипедные покрышки, сейчас это – один из крупнейших в мире производителей шин. Помимо Goodyear компания производит шины марок Sava, Dunlop Fulda и Debica.

13 августа 1902 года в Ларе (земля Баден) родился создатель роторно-поршневого двигателя внутреннего сгорания Феликс Ванкель. В двигателе Ванкеля 3-гранный ротор (поршень), насаженный на эксцентриковую ось, вращается в камере овальной формы. В "ванкеле" значительно меньше вращающихся деталей – нет шатунов, коленчатого и распределительного валов, клапанов и пальцев. При одинаковой мощности с поршневым двигателем двигатель Ванкеля имеет в 2-3 раза меньшие размеры.

Ванкель начал работу над своим изобретением в 1936 году. В городе Линдау на берегу Боденского озера Ванкель основал собственный исследовательский центр. Первые образцы мотора появились в 1954 году, а спустя три года – работоспособные прототипы. В 1960 году компания NSU начинает эксперименты с заднемоторными автомобилями NSU-Prinz. Следующая модель NSU-Spider с двигателем объемом 498 куб. см развивала мощность 50 л.с. и скорость 150 км/ч. В мае 1967-го дебютировала роторная Mazda Cosmo Sport, оснащенная двухсекционным мотором, а в сентябре 1967 года на автосалоне во Франкфурте состоялась премьера NSU Ro 80, которому присудили звание лучшего автомобиля 1968 года.

Лицензию на двигатели Ванкеля приобрели 16 компаний, в том числе Citroеn, General Motors, Daimler-Benz, но серийное производство освоила только Mazda. Всего Mazda выпустила почти 2 миллиона роторных автомобилей разных моделей. Сейчас в мире серийно выпускается единственный автомобиль с роторным двигателем Renesis – Mazda RX-8. Японцам удалось преодолеть два главных недостатка мотора Ванкеля – высокий расход топлива и низкую экологичность.

Ванкель не имел даже среднего технического образования, но в 1970 году Высшая техническая школа в Мюнхене присвоила ему звание доктора наук honoris causa. Умер Феликс Ванкель 9 октября 1988 года в Гейдельберге.

Fiat 600. Фото с сайта hem.passagen.se13 августа 1866 года родился Джованни Аньелли – основатель автомобильного концерна FIAT. Аньелли закончил кавалерийскую школу в Модене, но уже в 26 лет ушел в отставку. У него не было технического образования, но была тяга к автомобилям. И в 1899 году Аньелли вместе с компаньонами основал "Итальянское общество по производству и продаже автомобилей", которое позднее стало именоваться Fabbrica Italiana Automobili Torino (FIAT). Уставной капитал общества составил 800 тысяч лир.

В 1921 рабочие-коммунисты захватили заводы FIAT и отстранили Аньелли от дел, но спустя некоторое время они пришли к его дому и попросили его вернуться. После прихода к власти Муссолини, в 1923 году были запущены новые мощности – пять цехов. На крыше одного помещался испытательный трек длиной более километра. Проект расширения предприятия был готов еще в 1914 году. Помешала Первая мировая война.

Во время Первой и Второй мировой войны предприятия FIAT внесли большой вклад в оснащение итальянских вооруженных сил. В 1945-м Аньелли во второй раз лишили родного предприятия – на этот раз это сделал Комитет национального освобождения от контроля, обвинив его в сотрудничестве с режимом Муссолини. После этого Джованни прожил недолго – он скончался 16 декабря 1945 года, а семья Аньелли вернула контроль над FIAT только к середине 60-х. Аньелли-старший намеревался передать управление FIAT сыну Эдоардо, но тот погиб задолго до смерти отца, зато оставил много детей, в числе которых был и Джованни (Джанни) Аньелли-второй, возглавлявший FIAT до конца 90-х.

14 августа 1893 года префект полиции Парижа Луи Лепин распорядился выписывать в городе "справки о способности управлять транспортным средством с механическим мотором". Они стали первыми водительскими правами. Справки выдавались без сдачи каких-либо экзаменов, претендент просто демонстрировал умение управлять собственным автомобилем. Несколькими годами позже аналогичные документы появились в США – в Бостоне. Одновременно с правами выдавались таблички с номерами.

Весной 1899 года во Франции вышел декрет, учреждавший первый в истории экзамен на управление автомобилем. Желающие сесть за руль после обязательной проверки получали "Национальное удостоверение пригодности к вождению".

07.08.2005