новость Астрономы нашли источники первородной пыли

21.12.2007
Эта красочная "луковица" представляет собой остатки звездного взрыва (Кассиопея A), изученные "Спитцером" в инфракрасном диапазоне. Кремний сияет (условно) синим цветом, аргон - зеленым, в то время как пыль помечена красным цветом. NASA/JPL-Caltech

Американские, японские и европейские астрономы получили решающее свидетельство в пользу теории, согласно которой первая пыль во Вселенной - то есть тот материал, из которого возникли (и возникают) все более-менее поздние поколения звезд и планет - появилась в результате взрывов массивных первородных звезд.

Новые данные были получены от космического телескопа NASA "Спитцер" (Spitzer Space Telescope. Его чувствительные инфракрасные датчики зафиксировали наличие пыли общей массой в 10 тысяч масс Земли (3% от массы Солнца) в районе известного остатка сверхновой Кассиопея A (Cassiopeia A, 11 тысяч световых лет от Земли). Конечно, ученые и раньше подозревали, что взрывы сверхновых выступали в качестве первичного источника космической пыли, однако до сих пор никто не мог продемонстрировать, что взрывающиеся звезды действительно способны создавать пыль в достаточном для этого количестве.

"Теперь мы можем однозначно сказать, что пыль появилась в результате взрыва сверхновой. Это исследование стало возможно благодаря тому, что Кассиопея A находится в нашей собственной Галактике, достаточно близко, чтобы изучить ее подробно", - пояснил Чжонги Ро (Jeonghee Rho) из Научного центра "Спитцера" (Spitzer Science Center) при Калифорнийском технологическом институте (California Institute of Technology - Caltech) в Пасадене, ведущий автор соответствующей статьи об этом открытии, публикуемой в выпуске "Астрофизического журнала" (Astrophysical Journal - ApJ).от 20 января.

10,000 Earths' Worth of Fresh Dust Found Near Star Explosion - Spitzer Space Telescope - Newsroom