статья "Чандра" наблюдала царицу сверхновых

Максим Борисов, 08.05.2007
Сверхновая SN 2006gy. Вверху - фантазия художника, внизу - изображения, полученные 3-метровым телескопом Ликской обсерватории и Chandra. NASA/CXC/M.Weiss; X-ray: NASA/CXC/UC Berkeley/N.Smith; IR: Lick/UC Berkeley/J.Bloom&C.Hansen (chandra.harvard.edu)

Наблюдения, проведенные с помощью рентгеновской обсерватории NASA "Чандра" (Chandra) и наземных оптических телескопов, позволили заключить, что сверхновая SN 2006gy, зарегистрированная 18 сентября 2006 года в галактике NGC 1260 (240 миллионов световых лет от Земли, созвездие Персея), может быть отнесена к давно разыскиваемому редкому типу взрывов самых массивных звезд. В принципе, еще в конце прошлого года стало ясно, что астрономы в данном случае имеют дело с самым ярким звездным взрывом из всех, когда-либо зарегистрированных. Новое открытие указывает на то, что в истории ранней Вселенной сверхмощные взрывы чрезвычайно массивных звезд могли происходить сравнительно часто, и к тому же возможность появления подобной сверхновой нельзя исключить теперь и в нашей собственной Галактике (публикация в "Астрофизическом журнале" (Astrophysical Journal - ApJ)).

"Это был действительно чудовищный взрыв, при котором выделилось в сто раз больше энергии, чем при взрыве обычной сверхновой, - поясняет Натан Смит (Nathan Smith) из Калифорнийского университета в Беркли (University of California at Berkeley), который руководил группой американских исследователей из Калифорнии и Техасского университета (University of Texas) в Остине. - Звезда, которая там взорвалась, была, возможно, в 150 раз массивнее нашего Солнца. Мы никогда прежде не видели ничего подобного".

В отличие от типичных сверхновых, которые достигают пиковой яркости за считанные дни или недели, а затем в течение нескольких месяцев постепенно снижают свою яркость, SN 2006gy потребовалось целых 70 дней, чтобы достичь своей полной яркости, а затем эта звезда еще в течение более чем трех месяцев оставалась самой яркой из всех наблюдаемых сверхновых. Даже спустя восемь месяцев ее яркость остается сравнимой с яркостью типичной сверхновой в расцвете сил, и она затмевает своим блеском родительскую галактику.

Наблюдение "Чандры" позволили исключить некоторые наиболее популярные альтернативные объяснения наблюдаемого явления. Так, например, этот объект не может уже считаться белым карликом (бывшей звездой с массой, немногим превышающей массу нашего Солнца), взорвавшимся в плотной и насыщенной водородом среде. Ведь в подобном случае SN 2006gy должна была бы в рентгеновском диапазоне светиться в тысячу раз ярче, чем то, что зафиксировала "Чандра".

Астрономы считают, что первые поколения звезд, которые формировались в этом мире, еще практически не "загрязненном" элементами тяжелее водорода и гелия, могли быть очень массивными. Возможно, к числу таких первородных звезд принадлежала и эта взорвавшаяся сверхновая. Таким образом она могла бы открыть нам окно в мир гибнущих первородных гигантов. Примечательно то, что обстоятельства смерти таких массивных звезд существенно отличаются от того, что предсказывала теория. Согласно теоретическим моделям, на поздних стадиях эволюции сверхмассивных звезд мощные звездные ветры должны уносить оболочку, богатую водородом, обнажая ядро, состоящее в основном из гелия. Однако в спектре SN 2006gy отчетливо наблюдались линии водорода. К тому же вокруг этой сверхновой не обнаруживалось сколько-нибудь значительного количества выброшенной материи.

Обычные сверхновые вспыхивают тогда, когда массивные звезды исчерпывают запасы ядерного горючего и испытывают коллапс - как бы проваливаются внутрь себя под действием собственной гравитации, не уравновешиваемой более давлением газа. В случае же SN 2006gy взрывной механизм в действие приводило, видимо, совсем иное явление. При некоторых условиях ядро массивной звезды начинает производить столь большое количество гамма-квантов, что изрядная часть выделяемой энергии конвертируется в создание пар частиц и античастиц (главным образом электрон-позитронных пар). И в результате этих энергетических потерь следует опять же коллапс и взрыв.

Кандидатом в подобные сверхновые в нашей Галактике может считаться Эта Киля (100-120 солнечных масс), расположенная "всего" в семи с половиной тысячах световых лет от Земли. Этот взрыв (следы подготовки к которому астрономы уже вовсю наблюдают) грозит стать величайшим "шоу" в истории нашей цивилизации.

NASA's Chandra Sees Brightest Supernova Ever - NASA Release