статья Дисковые тормоза в мире звезд

Максим Борисов, 26.07.2006
Торможение звезды. Иллюстрация NASA/JPL-Caltech с сайта www.jpl.nasa.gov

Как правило, юные звезды переполнены энергией, в частности, это и кинетическая энергия вращения: один оборот подобная звезда совершает за половину земных суток или даже за меньший срок - таковы последствия первоначального сжатия достаточно "рыхлой" протозвезды в сравнительно компактный объект (представить мысленно эти процессы можно как вращение фигуристки на льду: прижав руки к корпусу, она ускоряет свое вращение). Такие звезды могли бы крутиться еще быстрее, но им мешают какие-то невидимые тормоза. В качестве одной из теоретически возможных причин этого торможения рассматривались околозвездные диски, в которых проходит формирование будущих планет, однако подтвердить или опровергнуть эту гипотезу ранее не представлялось возможным.

"Мы знали, что что-то сдерживает быстрое вращение звезд, - поясняет доктор Луиза Ребулл (Luisa Rebull) из Научного центра "Спитцера" (Пасадена, штат Калифорния). - Воздействие со стороны дисков было бы самым логичным объяснением, но мы должны были дождаться результатов "Спитцера" для того, чтобы в этом убедиться". Соответствующая статья опубликована 20 июля в очередном выпуске Astrophysical Journal.

Обмен моментом импульса между газопылевым диском и изначально слишком быстрой звездой происходит скорее всего за счет взаимодействия их магнитных полей. Звезда с магнитным полем, пронизывающим окружающее пространство, напоминает ложку, проворачиваемую в патоке - при взаимодействии магнитных полей происходит торможение звезды и некоторая дополнительная раскрутка околозвездного диска. При этом чем диск у звезды солиднее, тем и тормозится она интенсивнее. Чтобы выявить эту закономерность, Ребулл и ее группа сравнивали параметры звезд с разными дисками. Ведь благодаря тому, что пыль в дисках нагревается в свете звезды, она излучает в инфракрасном диапазоне и становится доступной для наблюдений со "Спитцера".

Было изучено почти полтысячи молодых звезд в туманности Ориона. Эти звезды разбили на два класса - медленно вращающиеся и вращающиеся быстро. Как выяснилось, вероятность того, что "медленная" звезда будет обладать протопланетным диском, в пять раз выше, чем в случае звезды быстрой.

"Мы теперь можем утверждать, что диски играют определенную роль в процессах, замедляющих вращение звезд - это справедливо по крайней мере в случае одного региона. Однако не исключается и то, что данный фактор работает в тандеме с еще какими-то другими механизмами торможения. И звезды могли бы вести себя по-разному в различных средах", - говорит Ребулл.

Дополнительные факторы, вносящие свой вклад в торможение, включают звездные ветры и, возможно, взаимодействие с уже "выращенными" планетами.

Впрочем, вопрос о том, насколько однозначно скорость вращения звезды связана с наличием планет, в конечном счете будет решаться охотниками за экзопланетами. А пока те звезды, у которых найдены планеты, признаны вращающимися медленно... Так, например, наше Солнце оборачивается вокруг своей оси за 28 дней.

Впрочем, не исключено, что из-за недостатков современных технологий астрономы просто не способны отыскать какие-либо экстрасолнечные планеты у быстро вращающихся звезд...