новость Самая массивная черная дыра найдена в соседней галактике

18.10.2007

Черная дыра M33 X-7. Оптический, рентгеновский диапазоны и фантазия художника. Иллюстрация NASA/CXC/M.Weiss; X-ray: NASA/CXC/CfA/P.Plucinsky et al.; Optical: NASA/STScI/SDSU/J.Orosz et al.

Международная группа астрономов выявила местонахождение удивительно массивной черной дыры звездного типа, входящей в двойную систему и обращающейся вокруг общего центра масс вместе с огромной звездой-компаньоном.

Эта звездная система находится в одной из ближайших к нам галактик M33 (Треугольник) - приблизительно в 3 миллионах световых лет от Земли. Объединив данные от космической рентгеновской обсерватории NASA "Чандра" (Chandra) и наземного телескопа "Джемини" (Gemini), установленного на вершине потухшего вулкана Мауна-Кеа (Гавайские острова), астрономы сумели установить массу этого объекта, обозначаемого как M33 X-7 - она оказалась в 15,7 раза больше массы нашего Солнца. Это делает M33 X-7 самой массивной звездной черной дырой из всех, ныне известных (публикация в журнале Nature).

Как известно, звездные черные дыры (точнее говоря, "черные дыры звездной массы") в отличие от сверхмассивных черных дыр, таящихся в центрах галактик, формируются в ходе коллапса ядра массивной звезды на последних этапах ее сравнительно недолгой жизни.

Объяснить образование столь монструозной черной дыры в M33 X-7 да еще и на такой "тесной" орбите с близким компаньоном с помощью современных теорий звездной эволюции непросто. Родительская звезда данной черной дыры, исходя из текущих моделей, должна была бы иметь массу, превышающую массу звезды уцелевшей. А это практически невозможно, поскольку такой объект слишком интенсивно терял бы свои внешние слои.

Звезда-компаньон этой черной дыры также вызывает немалое удивление - ее масса в 70 раз превышает массу Солнца. Звезда затмевает черную дыру каждые три с половиной дня. В конечном счете этот компаньон неизбежно взорвется в виде сверхновой, после чего в системе окажется сразу две черные дыры. Обнаружить их тогда, впрочем, будет весьма и весьма непростой задачей...