Также: Чечня, Война | Персоны: Иван Свенцицкий

статья Чечню доверят милиционеру

Иван Свенцицкий, 11.06.2004
Алу Алханов, кандидат в президенты Чечни. Изображение с информационного сервера Правительства ЧР.

Алу Алханов, кандидат в президенты Чечни. Изображение с информационного сервера Правительства ЧР.

Менее двух недель осталось до истечения срока подачи документов для участия в президентской гонке в Чечне. Однако список зарегистрированных кандидатов пока состоит из трех фамилий: безработная из райцентра Урус-Мартан, советник местной администрации и известный чеченский бизнесмен Малик Сайдуллаев. Главные же претенденты на пост главы республики держат паузу, готовясь вступить в борьбу, как и подобает солидным кандидатам, в последний момент. Речь идет, конечно же, о министре внутренних дел Алу Алханове и депутате Госдумы Руслане Ямадаеве.

В поддержку первого прошло уже три митинга в Чечне, второго выдвинули московские чеченцы 2 июня. В отличие от Ямадаева или Сайдуллаева Алханов постоянно находится в республике и ему знакомо истинное положение вещей. Все помнят его прошлогодние заявление, идущие вразрез с официальной точкой зрения о налаживании мирной жизни. Тогда Алханов заявил, что в 2003 году в Чечне совершено 543 теракта, из них 351 - подрывы бронетехники. Причем местом наибольшей диверсионной активности министр назвал Грозный.

Алханов, в отличие от Ямадаева, никогда не был боевиком, с самого начала конфликта в 1991 году сражаясь на стороне федералов. И, если что, договориться с той стороной у него явно не получится. А ведь на это и рассчитывают многие кандидаты, прежде всего Малик Сайдуллаев, давно уже предлагающий себя в роли посредника между российской властью и Масхадовым.

Но именно отсутствие темных пятен в биографии Алханова больше всего и устраивает Москву, которая полагает, что опираясь на российские деньги и штыки, он сможет делать то, что вообщем-то и требуется от чеченского президента: эффективно противодействовать боевикам. При этом Алханов должен опираться на местную милицию, действующую в связке с гвардией Рамзана Кадырова.

Поддержка кандидатуры Алханова Кадыровым, безусловно, многое значит. Но тут есть нюанс - в последнее время авторитет Рамзана в республике пошатнулся. По мнению многих чеченцев, он неправильно отреагировал на заявление Басаева о его причастности к убийству своего отца. По местным обычаям Рамзан Кадыров был просто обязан объявить кровную месть Басаеву. Рамзан этого не сделал, лишь пространно заметив, что убийцы ему известны. Более того, Кадыров-младший пригласил Шамиля принять участие в выборах президента, заявив, что тот может участвовать в них наравне с Сайдуллаевым и Аслахановым. Многие истолковали это как признак слабости молодого Кадырова.

В Кремле хорошо осведомлены о серьезном конфликте между кадыровской и ямадаевской группировками. Это не может не беспокоить российские власти. Известно, что на последней встрече Путина и Рамзана в мае обсуждался в том числе и этот вопрос. В тот же день Рамзан поехал в Госдуму, где его и Руслана Ямадаева буквально заставили провести ритуал публичного примирения. Но сделать Ямадаева президентом Чечни означает еще больше расколоть пророссийские силы в республике. Очевидно, что Рамзану Кадырову Ямадаев никогда не подчинится. Более того, нет сомнений, что Кадыров всячески будет мешать укреплению ямадаевской власти. Но и об Алханове, как компромиссной фигуре говорить не приходится. Без Кадырова вес Алханова будет ничтожным, к тому же прослужившему всю жизнь в милиции человеку не просто сработаться с такими потомственными разбойниками, как Ямадаевы.

Судя по всему, Алханов уже официально одобрен и Кремлем. В четверг в его поддержку высказался лидер "Единой России" Борис Грызлов.

Иван Свенцицкий, 11.06.2004


новость Новости по теме