статья Мертвые души против живых трупов

Юрий Богомолов, 24.09.2004
Статуэтка ТЭФИ. Фото с сайта  www.pravda.ru

Статуэтка ТЭФИ. Фото с сайта www.pravda.ru

Торжественная церемония "ТЭФИ", на которой состоится сегодня вечером раздача наград Академии российского телевидения, еще до своего начала приобрела скандальный характер. Произошло это из-за появившегося накануне письма 28 телеакадемиков, в котором говорится, что "ограничение права граждан на информацию, ущемление свободы слова неприемлемо для нашего общества".

Впрочем, и без этого обращения нынешний праздник на улице ТВ выглядит заведомо омраченным. В нескольких номинациях спорить меж собой обречены программы и люди, которых уже нет в эфире, с теми передачами и телеперсонами, что все еще длят свое бренное существование на наших телеэкранах. Ну, например, в номинации "Информационно-развлекательная программа" столкнулись "Красная стрела" (из бывших), "Времечко" и "История в деталях" (из настоящих). Или категория "Ток-шоу". Здесь встречаются воспоминание о "Свободе слова" с теми программами, что здравствуют: "К барьеру" и "Основной инстинкт".

Скоропостижно скончавшаяся этой весной программа Леонида Парфенова "Намедни" представлена в номинации "Репортаж" сразу двумя работами: "Кровавый день календаря" Вадима Такменева и "Кровь с молоком" Алексея Пивоварова. Им противостоит репортаж "Бумажные могилы" Елены Косовой. И еще "Намедни" напомнят о себе в борьбе за первое место в дисциплине "Художник-постановщик". Здесь за победу поборется известный телевизионный дизайнер Сергей Шанович.

В списке финалистов присутствует еще одна мина с политическим зарядом. Это номинация "Информационно-аналитическая программа", одна из самых важных. В ней поборются "24 с Ольгой Романовой" (РЕН-ТВ), "Времена" Владимира Познера и провинциальная передача "Час пик. Суббота", отпраздновавшая победу в минувшем году.

На окончательное решение академиков скорее всего окажет влияние то обстоятельство, что фаворит финала и президент академии Владимир Познер не выступил со своей аналитикой сразу после Беслана, пускай и по не зависящим от него обстоятельствам. Но, судя по его последним высказываниям ("Меня не позвали"), видно, что он в эфир особо и не рвался. Так что скорее всего в этой номинации победит Ольга Романова, анализировавшая бесланскую трагедию жестко и, что называется, нелицеприятно.

Впрочем, информационно-аналитические пьедесталы в последние годы утратили былую престижность. Это прямое следствие перепрофилирования ТВ из средства массовой информации в средство массового развлечения.

На всех предыдущих церемониях главный нерв заключался в межкорпоративных разборках – кто из телеканалов завоюет больше "Орфеев". Борьба в основном велась между "Первым" и "Россией". В прошлом году доминировала "Россия", в основном за счет "Идиота", получившего тогда кучу номинаций и завоевавшего довольно много статуэток. На сей раз лидером можно считать как раз "Первый". Но не потому, что у него на руках есть джокер. (Если таковой и имеется, то у развлекательного и абсолютно аполитичного телеканала СТС, руководитель которого Александр Роднянский оказался по странной прихоти обстоятельств неожиданно среди 28 подписантов, то есть наиболее политизированных академиков. Джокером же можно считать сериал "Бедная Настя", принимающий участие в четырех финалах). Скорее потому, что телекомпания, руководимая Константином Эрнстом, представлена безумным количеством номинантов – 36 против 19 от "России".

Конечно, это не гарантирует "Первому" победы в общекомандном зачете. В подобной ситуации при голосовании начинают работать факторы внеэстетические и внепрофессиональные. Телеакадемики тоже люди. Они как бы говорят: это канал по фамилии "Первый", но он же не единственный - есть и другие. Количественное изобилие, стало быть, может сработать против амбиций Константина Эрнста, который в этом году собирается широко и шумно отпраздновать десятилетнюю годовщину компании, еще сравнительно недавно звавшейся ОРТ (Общественное российское телевидение). В таком случае большую роль в распределении статуэток играет, конечно же, фактор протестного голосования.

А тут еще и особенности процедуры выбора. Академики с помощью электроники непосредственно в зале решают судьбу той или иной статуэтки. Наверняка они будут при этом держать в уме общую картину распределения наград между каналами и корректировать результат.

Это довольно азартное занятие. Знаю по собственному опыту, поскольку в прошлом году сам участвовал в нем. Но думаю, что сегодня главный интерес сместится в сторону противостояния команды "мертвых душ" и корпуса (не в обиду будь им сказано) "живых трупов".

Авторы письма 28 не слишком верят в гражданское мужество и профессиональную солидарность своих коллег, которые могли бы выразить то и другое путем тайного голосования. В письме об этом так и сказано. На что же они в таком случае понадеялись? На то, что академики проявят мужество и продемонстрируют солидарность путем открытого и демонстративного подписания протестной прокламации? Едва ли. Они привнесли в сегодняшнюю церемонию элемент морального давления на тех, кто не подписал их письмо.

Cитуация с "ТЭФИ-2004" предельно абсурдна, поскольку она предельно политизирована. Каждый из академиков, голосуя за "мертвую душу" или за "живой труп", в любом случае будет это делать по мотивам, далеким от тех, в силу которых можно судить о профессиональных достоинствах финалистов конкурса.

Юрий Богомолов, 24.09.2004


новость Новости по теме