Автокалендарь: 9-15 января
9 января 1835 года в бедной самурайской семье родился основатель корпорации Mitsubishi Ятаро Ивасаки. Сам Ивасаки умер задолго до того, как компания Mitsubishi произвела свой первый автомобиль, но именно придуманная им эмблема красуется на капоте всех автомобилей, выпускаемых автомобильным отделением Mitsubishi.
Подростком Ивасаки устроился в судовладельческую торговую компанию, принадлежавшую самурайскому клану Тоса. Элементы геральдики Тоса (дубовые листья), сложившись с тремя ромбами (алмазами) на семейном гербе Ивасаки, образовали современную эмблему — три ромбика в форме трилистника. По замыслу основателя эмблема должна была символизировать три принципа компании: ответственность перед обществом, честность, а также открытость для международного сотрудничества. Mitsubishi на японском значит "три алмаза".
Первый японский автомобиль конвейерной сборки — "Модель А" — выпустила именно компания Mitsubishi. Это произошло в 1917 году. Но до Второй мировой войны Mitsubishi производила главным образом грузовики, которые были востребованы японской армией.
В 1945 году глава холдинга Mitsubishi Коята Ивасаки (внук Ятаро) продал около половины акций холдинга частным инвесторам, и семья Ивасаки навсегда утратила абсолютный контроль над Mitsubishi.
11 января 1960 года приказом МВД СССР № 25 утверждены первые единые по СССР "Правила движения по улицам и дорогам Союза СССР" (введены в действие с 1 января 1961 года). Эти Правила базировались на Женевской Конвенции о дорожном движении 1949 года и Протоколе о дорожных знаках и сигналах.
Переработанная редакция под названием "Правила движения по улицам городов, населенных пунктов и дорогам СССР" была введена с 1 января 1965 года.
11 января 1913 года Hudson Motor Car Company представила в Нью-Йорке первый в мире автомобиль с жестким верхом. До этого автомобили строили либо открытыми, либо с мягкой крышей.
Самым распространенным кузовом жестким кузовом в мире является седан, название которого образовалось от французского города Седан, специализировавшегося в XIX веке на производстве дорожных карет.
Седан — трехобъемный кузов легкового автомобиля с двумя или тремя рядами сидений, четырьмя дверьми и багажником структурно отделенным от пассажирского салона. Заднее стекло на седане всегда жестко закреплено в рамке и не поднимается, хотя спинка заднего сиденья может быть оснащена либо лючком, либо откидываться для перевозки длинномерных предметов.
12 января 1909 года в США начался первый женский автопробег. Одним из его организаторов была Элис Хайлер Ремси — основатель и президент первого в Штатах "Женского автомобильного клуба". 12 участниц пробега — по две в каждом автомобиле — проехали из Нью-Йорка в Пенсильванию и вернулись двумя днями позже. Согласно правилам, в соревновании могли участвовать как автомобили с двигателями внутреннего сгорания, так и паро- и электромобили. Первое место занял экипаж на Maxwell Runabout, второе — на Lancia Lampo, третье — на Cadillac.
13 января 1942 года Генри Форд запатентовал автомобиль с пластиковым корпусом. Он был на 30 процентов легче обычного при той же жесткости кузова. Первый такой автомобиль был изготовлен на заводе Форда в августе 1941 года. Самым известным в нашей стране автомобилем с пластиковым кузовом был восточно-германский Trabant.
14 января 1890 года родился американский биохимик и токсиколог Ролла Нейл Харгер. В 1931 году он разработал метод определения количества алкоголя в крови по составу выдыхаемого воздуха. В начале 30-х в США еще действовал запрет на производство, продажу и потребление алкогольных напитков.
Принцип действия прибора под названием drunk-o-meter (пьянометр) был такой, как в современных алкометрах: водитель дул в трубочку, присоединенную к небольшому шарику. Если в выдохе присутствовали пары алкоголя, цвет изменялся — тем больше, чем больше содержание. Харгер также предложил формулу, как определить по показаниям дранкометра содержание алкоголя в крови человека.
31 декабря 1938 городское управление полиции Индианаполиса официально утвердило разработанный доктором Харгером прибор для определения по выдыхаемому водителем воздуху состояния его алкогольного опьянения. Для проведения теста требовалось десять минут, а штат Индиана стал первым, в котором была установлена допустимая норма содержания алкоголя в крови водителя, превышение которой стало караться законом.
Усовершенствовал прибор ученик Харгера Роберт Боркенстейн. Его устройство назвалось breathalyzer. Сам Харгер, как видно, алкоголем не злоупотреблял и умер в глубокой старости в 1983 году.
14 января (27 января — по новому стилю) 1902 года в Санкт-Петербурге вышел в свет первый номер первого российского специализированного автомобильного журнала "Автомобиль", издателем которого был Андрей Платонович Нагель. На его страницах рассказывалось о новинках автомобильной техники, состоянии автомобильного дела в России и других странах мира.
В 1902 году Нагель получил наследство, которое он вложил в издание "Автомобиля" первого российского журнала, целиком посвященного автомобилям. Редакцию он разместил в собственной квартире по адресу: Литейный, 36.
"Мысль издавать специальный журнал в России, где автомобилистов считают десятками, может показаться довольно странной и неудачной", – обращался Нагель к читателям первого номера, бесплатно рассылавшегося всем желающим. Тем не менее у "Автомобиля" появились подписчики, в том числе во Франции и Германии.
Кроме "Автомобиля" Нагель выпускал "Двигатель", "Аэро", "Аэро и автомобильная жизнь", а в 1910 году в свет вышел "Ежегодник автомобилизма и воздухоплавания". Журнал "Автомобиль" издавался до 1917 года.
Статьи по теме
Автокалендарь: 2–8 января
Каких пилотов побеждал Михаэль Шумахер. Кто изобрел слово "автомобиль". Во сколько оценили Mercedes Гитлера. Когда появился золотой Studebaker. Где закончился первый солнечный автопробег.
Автокалендарь: 26 декабря - 1 января
Сколько нужно ехать по Африке. Как Datsun превращался в Nissan. Кто изобрел одометр и тахометр. Какой автомобиль самый старый. Когда начинался КамАЗ и ГАЗ. Почему автомобиль тормозит всеми колесами. Кто стоял у истоков Lotus.
Автокалендарь: 19-25 декабря
Кто в царской России мог покупать бензин со скидками. Когда появились первые надувные шины. Почему колибри не прижились на лондонских улицах. Чем кончаются поездки в пивную на паромобиле. Сколько лет Шевроле выпускал Chevrolet. Когда умер самый старый в мире водитель.
Автокалендарь: 12-18 декабря
Зачем знаменитый гонщик продавал апельсины. Как "Москвич" прописался в Удмуртии. Кто был автором дизайна лучших моделей Mercedes. Откуда на эмблеме Maserati взялся трезубец. Почему Bentley потерял своеобразие. Каким был первый мировой рекорд скорости. Чем прославилась Шведская аэропланная компания. Когда появилась машина, которая "не едет".
Автокалендарь: 5-11 декабря
Когда Америка перешла на передний привод. Как работал первый в мире автоматический гараж. Где случилась крупнейшая в Британии автоавария. Почему в СССР до 1961 года не было единых правил дорожного движения.
Автокалендарь: 28 ноября - 4 декабря
Почему DaimlerChrysler делает "мерседесы", а Jaguar – "даймлеры". Какими были первые дорожные знаки. Когда появился первый австралийский автомобиль. Кто изобрел дисковые тормоза. Что общего имеют девочка Антуанетта и мотор V8. Какова была скорость конвейера Форда.
Автокалендарь: 21-27 ноября
Какого цвета был милицейский жезл на заре СССР. Кто построил первый снегоход и первые аэросани. Чем раньше заводили мотор. Как звали изобретателя современного трактора. Зачем Бенц поменял первую букву в своем имени. Кто пришел на смену "Жестянке Лиззи".
Автокалендарь: 14–20 ноября
Как прозвали первый автомобиль марки Dodge. Как советские конструкторы опередили американцев на Земле и на Луне. Сколько стоил самый дорогой Ferrari. Чем хорош двигатель Стирлинга и почему его не ставят на автомобили.
Автокалендарь: 7–13 ноября
Как женщина придумала "дворник". Когда "Москвич" был одним из лучших в мире. В честь какого события назвали Trabant. С какой скоростью можно ехать на одном колесе. Почему испанцы ушли от итальянцев к немцам.
Автокалендарь: 31 октября – 6 ноября
Когда на дорогах появилась зебра. Кто больше всех проработал таксистом. С чего был срисован первый советский лимузин. Сколько тонн льда заменял первый кондиционер. Чем занимался Луи Шевроле до прихода в автобизнес. Кто придумал лучший советский автобус.
Автокалендарь: 24-30 октября
Кто изобрел рулевое колесо. Какое отношение кассовые аппараты имеют к зажиганию. Когда грабители впервые воспользовались автомобилем. Для чего был построен первый в мире автомобиль. Что было вместо двигателя у первого Lamborghini.
Автокалендарь: 17-23 октября
Как арабские нефтяные шейхи помогли японцам. Кто прославил несущий кузов и передний привод. Когда впервые применили современные ремни безопасности. Насколько быстрым может быть электромобиль.
Автокалендарь: 10-16 октября
Где прошла первая в России "гонка моторов". Почему инженер Хорьх лишился своего имени. За что калифорнийцы полюбили японский гибридомобиль. Как Ли Якокка спасал Ford и Chrysler. Сколько стоила самая длинная поездка на такси.
Автокалендарь: 3–9 октября
Как разогнать велосипед быстрее гоночных болидов. Чем закончилось противостояние со звуковым барьером. Где истоки побед команды Ferrari. Когда был выпущен первый советский автомобиль. В каком фильме блистал старый Mini. Что изобрел Вильгельм Майбах.
Автокалендарь: 26 сентября - 2 октября
Почему гонки по "Северной петле" назвали "битвой с драконом". Кому была выгодна смерть Рудольфа Дизеля. Когда появилась Формула-1. Откуда у Mini турецкие корни.
Автокалендарь: 19–25 сентября
Кто стоял у истоков отечественной автомобильной науки. Кого благодарить за развитую дорожную сеть. Что такое октановое число топлива. Где стоит первый американский автомобиль. Как появилось современное зажигание.
Автокалендарь: 12–18 сентября
Какие марки автомобилей стали роковыми для Айседоры Дункан и Грейс Келли. Почему капот Bugatti украшает решетка в виде подковы. Чем знамениты "Парни Бентли". Откуда весь мир знает дочку Эмиля Эллинека. Кто стоял у истоков General Motors.