статья Бут готов. Всегда готов

Владимир Абаринов, 05.09.2002
Виктор Бут в Конго. Фото www.lenta.ru/users.skynet.be

Виктор Бут в Конго. Фото www.lenta.ru/users.skynet.be

Уроженец Душанбе и выпускник московского Института военных переводчиков, Виктор Бут принадлежит к новой генерации частных торговцев оружием, появившихся на мировом рынке после распада Советского Союза. В начале 90-х годов страны бывшего восточного блока избавлялись от устаревших арсеналов холодной войны, которым не видели применения. Но в третьем мире спрос на оружие оставался высоким. Опустевшую нишу заполнили частные предприниматели. Одним из них стал г-н Бут.

Бут имеет репутацию крупнейшего в мире нелегального торговца оружием. Следы его коммерческой деятельности обнаружены едва ли не во всех "горячих точках" Африки. Начиная с середины 90-х его имя фигурирует в докладах ООН и Госдепартамента США. Именно Бут зафрахтовал в 1995 году самолет татарской авиакомпании "Аэростан" для доставки партии автоматов АК-47 и другого военного снаряжения общим весом 30 тонн в Кабул, в распоряжение правительства Бурхануддина Раббани, чьи силы в то время отчаянно сопротивлялись наступлению "Талибана". Рейс, однако, завершился принудительной посадкой в Кандагаре, захваченном талибами. В ходе переговоров об освобождении экипажа и самолета Виктор Бут, как писали газеты, превратился из друга Ахмад Шаха Масуда в поставщика муллы Омара. После этого экипаж совершил "дерзкий побег" из Кандагара на своей собственной машине в Шарджу (ОАЭ), где располагалась штаб-квартира компании Бута.

Кандагарский инцидент привлек к персоне Бута внимание западных разведок, прежде всего американской. В 1997 году компания Бута Air Cess открыла представительство в Свазиленде - патриархальном королевстве на юге Африки. В январе 2000 года высокопоставленный западный чиновник - первый заместитель министра иностранных дел Великобритании Питер Хейн - впервые публично обвинил Бута в незаконных поставках оружия ангольской повстанческой армии УНИТА. Лидер группировки Жонас Савимби, как и другие африканские инсургенты, расплачивался за оружие алмазами.

Тема "кровавых алмазов" встала на повестку дня после того, как стало ясно: из средства финансирования войны алмазы превратились в ее цель, а за спиной как мятежников, так и правительств стоит большой транснациональный бизнес. В декабре 2001 года деятельность Виктора Бута, как и сама проблема "кровавых алмазов", нашла отражение в очередном докладе миссии ООН в Анголе. Авторы документа обратили внимание на попытки Бута открыть гранильную фабрику в столице Руанды Кигали, где у него уже было представительство. Бут держал также самолетный парк в бельгийском городе Остенде, откуда камни поступали на свободный рынок Антверпена.

После 11 сентября досье Бута пополнилось новыми подробностями. Los Angeles Times в январе 2002 сообщила года о том, что Бут принимает живейшее участие в операциях эмиратской авиакомпании Flying Dolphin, совершающей дважды в неделю регулярные грузовые рейсы из Шарджи в Кандагар. Глава компании, бывший посол ОАЭ в Вашингтоне шейх Абдулла бен Зайед аль-Сакр аль-Нахьян характеризуется газетой как деловой партнер Виктора Бута. Посол афганского правительства в изгнании в ООН, в свою очередь, заявил, что в рамках этой схемы из Эмиратов в Кандагар доставляется химическое оружие - "цианиды и другие токсичные вещества", закупленные в Германии, Чехии и на Украине. "Талибам эти химикалии не нужны, - утверждал посол. - Получатель этого груза - бен Ладен и его люди". Тот факт, что "Аль-Кайда" экспериментировала с нервно-паралитическими газами и другими отравляющими веществами, сегодня подтвержден документально благодаря видеозаписи, оказавшейся в распоряжении телекомпании CNN, на которой запечатлена сцена умерщвления газами собаки.

По оценкам независимых экспертов, на операциях с "Талибаном" и "Аль-Кайдой" Виктор Бут заработал не менее 50 миллионов долларов. После первых же сообщений в западной прессе о его афганских связях Бут спешно покинул Бельгию и переселился в Россию. 8 февраля бельгийская полиция провела обыски в домах его партнеров и сотрудников. Среди прочего обнаружились документы, подтверждающие ангольские поставки, и пропуска на аэродром Баграм близ Кабула. Арестовано было семь человек, из них под стражей остаются трое, в том числе кениец Сандживан Рупра - партнер Бута, который активно сотрудничает со следствием и служит основным источником информации о его незаконных поставках.

Спустя неделю после ареста Рупры бельгийские власти заочно предъявили Виктору Буту обвинение в отмывании криминальных доходов и 18 февраля выдали международный ордер на его арест. 28 февраля в прямом эфире "Эха Москвы" Бут опроверг все до единого обвинения и заявил, что совершенно свободно и спокойно проживает в Москве; что касается зарубежного бизнеса, то он его свернул по причинам, не имеющим отношения к "травле". Примерно через полчаса после начала интервью на ленте Интерфакса появилось заявление представителя национального бюро Интерпола в Москве Игоря Цирюльникова, который сказал: "На сегодняшний день можно с уверенность утверждать, что Бута на территории России нет". Спустя несколько дней г-н Цирюльников разъяснил корреспонденту "Комсомольской правды", что ордер из Бельгии еще не получен, а когда будет получен, все документы будут переданы в Генпрокуратуру и спецслужбы России для проверки - если обвинения будут признаны основательными, последуют, мол, соответствующие решения.

Как видно, бельгийские материалы то ли до сих пор в Москву не поступили, то ли признаны неубедительными. Виктор Бут не только не задержан, но и свой бизнес с "Аль-Кайдой", по сведениям Washington Post, не свернул. Ссылаясь на источники в европейских спецслужбах, газета сообщает о недавней доставке несколькими партиями груза принадлежащего "Аль-Кайде" золота из пакистанского порта Карачи морем в Иран. В Иране, как уже писали Грани.Ру, окопались члены высшего руководства "Аль-Кайды". Конечным пунктом маршрута была суданская столица Хартум. На этом последнем отрезке в операции участвовали самолеты Виктора Бута. Судан фигурирует в его послужном списке начиная с марта 1999 года, когда лондонская Observer сообщила со ссылкой на британского пилота, работавшего в компании Бута, о регулярных нарушениях Бутом оружейного эмбарго ООН в отношении этой страны. Как известно, с 1991 по 1996 год в Судане жил Осама бен Ладен.

Владимир Абаринов, 05.09.2002