статья Из Европы могут и погнать

Наталия Хмелик, 16.03.2001

Для Государственной думы, в разных ее составах, закон об альтернативной гражданской службe - неизменный камень преткновения. Принять этот закон депутатам никак не удается, а между тем его отсутствие мешает полноправному членству России в Совете Европы. Обещания принять закон к 2010 году не устраивают ПАСЕ, которая уже в апреле будет рассматривать вопрос об отношении к странам, до сих пор не решившим проблему альтернативной службы.

Речь идет прежде всего о республиках бывшего СССР - в большинстве европейских стран армии профессиональные. Но так было не всегда, и зарубежный опыт, когда человеку предоставляется возможность не работать "на войну", достаточно велик. Почему же российские законодатели не хотят им воспользоваться?

Проблема в том, что российские депутаты, выражая на словах свою преданность вооруженным силам, в действительности считают военную службу наказанием. Им не дает покоя мысль, что кто-то сможет избежать тягот военной жизни. Поэтому они и требуют загнать "альтернативщиков" на урановые рудники и оборонные заводы с тяжелыми условиями труда, либо - в лучшем случае - на строительство генеральских дач. В большинстве законопроектов, возникающих в Госдуме начиная с 1994 года, в альтернативную службу включается "гражданская" работа в вооруженных силах. Между тем, по европейским меркам, такое недопустимо. Если человек отказывается от службы, например, по своим пацифистским убеждениям, то производство автоматов и патронов, равно как и обслуживание командиров, для него неприемлемо так же, как собственно стрельба из любых видов оружия.

Второе, с чем никак не хотят смириться депутаты, - условие, что срок альтернативной гражданской службы не может превышать срока военной службы по призыву. Даже авторы продвинутых законопроектов предлагают "альтернативщикам" служить 36 месяцев. То есть вдвое дольше, чем служат те, кто не выпендривается и является на призывной пункт с вещами, как велено. По европейским нормам такой подход рассматривается как преследования за убеждения, а подобные законы считаются дискриминационными.

Для того, чтобы российский закон совпал с европейскими нормами, сделать нужно совсем немного - всего лишь уравнять срок альтернативной гражданской службы со сроком военной службы по призыву, принять предложения депутата Рыбакова и добавить в его законопроект ту часть проекта, разработанного "военными" депутатами, где говорится о социальных гарантиях. Но чтобы сделать это, депутатскому большинству придется наступить на горло собственной песне. А иначе России никак не избежать проблем с Советом Европы.

Наталия Хмелик, 16.03.2001