Также: Общество | Персоны: Наталья Хмелик

статья "Трудно понравиться и школам, и детям"

Наталья Хмелик, 21.02.2001

На вопросы Граней.Ру отвечает главный редактор газеты "Первое сентября" Артем Соловейчик.

Н.Х.: С 21 февраля по 1 марта проходит объявленный Министерством образования конкурс с длинным названием "Контрольные измерительные материалы и технологическое обеспечение проведения испытаний в рамках эксперимента по единому государственному экзамену". Его задача - определить содержание единого экзамена, технологию его проведения и организации, способные проводить тестирование. Что вы как участник конкурса на него представили?

А.С.: Газета "Первое сентября" совместно с Центром довузовского образования МГУ участвует в конкурсе по всем трем позициям. Пять лет назад мы начали создавать систему тестирования "Телетестинг". Вместе с Александром Григорьевичем Шмелевым, который уже 20 лет занимается проблемами тестирования на факультете психологии МГУ, мы разработали свою технологию. Тестирование проводится в режиме on-line. Результаты идут на один компьютер в Москве, здесь обрабатываются, и ученик не только получает собственную оценку, но и может сравнить себя с другими по всей стране.

Нас критиковали, говорили, что в стране недостаточно компьютеров, чтобы создать сетевую систему и проводить такой экзамен. Но оказалось, что это иллюзия, которую мы разрушили полностью - и даже для самих себя. Сегодня в "Телетестинге" участвуют 160 центров почти во всех регионах. Мы тестируем до 30 тысяч человек в день, и при этом центры загружены не полностью. То есть мы знаем, как создавать региональные центры и умеем с ними работать, мы максимально используем современные технологии, чтобы делать все оперативно и комфортно для абитуриентов.

Н.Х.: Надеетесь победить в конкурсе?

А.С.: Реально на победу могут претендовать только две структуры: Центр тестирования, который работает под эгидой министерства (им руководит Владимир Хлебников), и "Телетестинг". Правда, в неформальных разговорах нас сразу предупредили, что надежд у нас нет. Сначала даже была идея не участвовать в конкурсе: зачем, если результат запланирован заранее. Но мы газета, которая пишет как раз о том, как подобные конкурсы проходят, как подводятся итоги, как внедряется единый экзамен. Поэтому если пройти через все стадии и даже проиграть, у нас все равно будет выигрыш. Мы будем точно знать, как все происходило.

Н.Х.: Какие технологии в результате будут применяться - компьютерные или бумажные?

А.С.: Скорее всего бланки, которые использует Центр тестирования. Именно поэтому так остро стоит проблема безопасности. Секретность - очень дорогая часть экзамена. Сейчас идут разговоры, что в доставке вариантов на места будет участвовать то ли ФСБ, то ли какие-то другие люди, специально наученные. На самом деле никаких других людей нет. В конце концов наймут тех же самых, которые сегодня ставят детям завышенные оценки. А я, если я Министерство образования, должен гарантировать МГУ, что ученик, которого я предлагаю, самый лучший.

Единые экзамены вообще недешевая вещь. Сейчас предполагается сделать их бесплатными. Это означает, что экзамен будет стремиться к минимальному бюджету и пойдет по самой дешевой технологии. Она сведется к бланкам, которые заполнят, соберут, куда-то отправят и кто-то где-то их обработает. Естественно, экзамен будет проводиться раз в год. Мы считаем, что тестирование должно проходить несколько раз, чтобы ребенок мог выбрать тот результат, который ему кажется оптимальным.

Н.Х.: А почему не сделать так, как делают коммерческие вузы? Сдача экзамена условно бесплатна, то есть включена в оплату заранее, но если студента не устраивает оценка, он может доплатить и пересдать.

А.С.: Но тогда бесплатный экзамен должен быть не в мае, а в сентябре, чтобы была возможность пересдать. Кстати, в этом году единый экзамен будет проходить наряду с обычными. Ученик может только улучшить свои оценки, но не может ухудшить. А все вузы тех регионов, которые участвуют в эксперименте, будут обязаны принять сертификаты, как будто это вступительный экзамен. В ходе эксперимента хотелось бы увидеть, как работают разные системы тестирования. Если будет применяться только одна технология, я не понимаю, в чем эксперимент. В нашей стране рапортовать о том, что все сдали, люди умеют. Управления образования будут помогать состояться любой из методик, любой из технологий. Важно, чтобы был услышан голос самих абитуриентов и вузов.

Н.Х.: Вы только что проехали по всей стране и, наверное, слышали голос абитуриентов?

А.С.: Им пока что нравится. И чем дальше от Москвы, тем больше нравится. Потому что у тебя появляется возможность поступить в любой вуз страны, сдав экзамен дома, ничем не рискуя. Хорошие ученики считают, что при едином экзамене ценность хорошей учебы возрастает. Для детей это выглядит так. Но есть другая сторона. Если в результате единого экзамена по какому-то предмету в стране окажется 60 % двоек, что с этим делать?

Н.Х.: А может такое случиться?

А.С.: Может оказаться, что нижний уровень экзамена недостаточно низок. Невозможно сделать тест от дважды два до интегралов. Тогда нужно будет на каждом тесте сидеть по 18 часов. Описывая свой опыт, мы увидели, что на сегодняшний день условий для проведения единого экзамена маловато. Если государство осознает сложность задачи, три года эксперимента пойдут на пользу. Если нет - это печальная история.

Наталья Хмелик, 21.02.2001