статья К властной вертикали прибыл гонец из Пизы

Иван Горяев, 10.06.2002
Фото AP

Фото AP

О погроме в центре столицы 9 июня будет произнесено и написано много слов скорби и сокрушения. Да, неуправляемая толпа. Да, форменный погром с жертвами. Да, фашистские лозунги. Да, разбежались менты. Но главное не это. Главное - сам прецедент массовых беспорядков в Москве эпохи Путина, отмеченной "укреплением президентской властной вертикали" и "господством силовиков", экономическим ростом и дорогой российской нефтью. Беспорядков, невиданных с октября 1993-го и вдобавок случившихся в отсутствие президента и главы МВД. Сам этот прецедент вызывает пренеприятнейшие политические ассоциации. Похоже, затянувшейся "стабильности ельцинизма" приходит конец. 9 июня на улицы, подброшенное тугой пружиной, выпрыгнуло, как чертик из табакерки, угнетенное массовое бессознательное. И власть смутилась.

Убийство гендиректора ОРТ Владислава Листьева в марте 1995-го дало Борису Ельцину повод "выбить силовиков из-под Лужкова" - сняв и тогдашнего прокурора Москвы Геннадия Пономарева, и главу ГУВД Владимира Панкратова. Но то убийство высокопоставленного информационного чиновника и популярного журналиста. А здесь - форменный погром с кровопролитием в центре Москвы, под кремлевскими стенами. Погром, который милиция не смогла (или не захотела?) пресечь. Оказывается, в экстремальной ситуации столичные ГУВД и ФСБ неспособны сохранить контроль над оперативной обстановкой. Грозные блюстители порядка, наводящие ужас на украинских беспаспортных проституток и строительных рабочих, на кавказских торговцев и шоферов провинциальных трейлеров, побоялись защитить безопасность своих сограждан, сминаемых пьяной и обколотой тинейджерской толпой.

И ладно там сограждане. Президент Путин и сам явно неравнодушен к проблемам собственной безопасности. Его охрана по численности уже втрое превысила ту, которой обходился его предшественник. Но 9 июня воочию увиделось, что первое лицо страны, аппарат власти и иностранные представительства не могут чувствовать себя в полной безопасности в российской столице. Разбитые витрины восстановят, а вот поправить изрядно помятый деловой и культурный образ России в глазах западных бизнес-партнеров и инвесторов будет гораздо труднее.

Первая, нутряная реакция провинившегося московского руководства - замять инцидент, будто его и не было. Весь день 10 июня на Тверской и Манежной кипела работа: власти, тряхнув мошной, лихорадочно ликвидировали последствия погрома, подметали битое стекло, на живую нитку наметывали вышибленные окна, лихорадочно восстанавливали поруганные интерьеры, вывозили эвакуаторами обугленный автомобильный лом. В близких к столичному градоначальнику газетах и в новостных блоках на его карманном телеканале ТВЦ погромы 9 июня никак не отразились.

Зато спикер Думы Геннадий Селезнев уже вечером 9 июня публично обозначил главного виновного - горячо любимого им мэра Юрия Лужкова и правительство Москвы. Министр внутренних дел Грызлов назвал среди ответчиков прежде всего руководство столичного ГУВД. Симптоматично, что борьба за власть в окружении Лужкова тотчас после событий 9 июня выплеснулась на публику. Пресс-секретарь и ближайший помощник Лужкова Сергей Цой объявил о прекращении в дальнейшем трансляций спортивных программ на уличных плазменных мониторах. А вот вице-мэр Валерий Шанцев, конкурент мэра и фаворит Кремля, на экстренном утреннем заседании столичного правительства, перед телекамерами, решительно дезавуировал заявление Цоя. По словам пожелавшего сохранить анонимность собеседника Граней.Ру в аппарате вице-мэра, "Валерий Павлинович дал понять Лужкову, Цою, Толкачеву, Ресину, Пронину и прочим: не надо увиливать от ответственности. Дело не в мониторах, а в ментах, которые раньше все козыряли технологией обеспечения безопасности массовых шествий, но когда дошло до дела, кинулись врассыпную, побросав машины со спецсвязью".

И еще. Не было доселе в стране более аполитичного социального слоя, чем студенты и школяры. "Студень" - он и есть "студень", не дореволюционным бомбистам чета. А вот взял и взбесился. От пустяка. Двинул по Тверской, дербаня ларьки, вопя: "Смерть черным и ментам!" А если завтра в Москве пройдут веерные отключения электричества? А перебои с продовольствием? Как полагает чиновник мэрии, "под ударом" после "инцидента 9 июня" оказался не только начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин, но и глава УФСБ по Москве и Московской области Виктор Захаров, не пользующийся особой любовью в центральном аппарате лубянского ведомства.

Еще много скажут и напишут о загадочных персонажах, затянутых в камуфляж, которые сноровисто поджигали милицейские машины, забрасывали ОМОН камнями, бутылками и петардами, переворачивали автобусы, вели пятитысячную толпу по Тверской и координировали свои действия по мобильным телефонам. Как уверяют официальные представители ГУВД Москвы и УФСБ по Москве и Московской области, организаторов легко будет идентифицировать по оперативным видеосъемкам уличных камер.

Кто были эти люди? Скинхеды, не скинхеды? Штатные политические провокаторы, что вдруг в одночасье "отвязались" и выскочили из лубянской будки? Представители "неангажированного" подполья, пожелавшие провести для разнообразия небольшую полировку крови? По мнению упомянутого источника в мэрии, этих самых "координаторов" вчерашнего вечернего crazy show среди задержанных, вероятнее всего, все-таки не окажется. Зато кого-то из задержанных назначат стрелочниками. "А дальше - скорый суд и расправа. А не то вообще со всех погоны снимут", - отметил он.

Иван Горяев, 10.06.2002