статья Боже, храни эмбрионы

<a href="mailto:[email protected]" >Сергей Гончар</a>, 23.01.2001

Одобрение британскими лордами клонирования человеческих эмбрионов - не просто еще один шаг от овечки Долли к гомункулусу. Оно свидетельствует, что после жаркого обсуждения колоритных, но практически бесполезных для человечества перспектив репродуктивного клонирования гениев общественность заинтересовалась гораздо более прагматичной, а потому и привлекательной стороной этой биотехнологии. Сегодня все реже и реже пользуются шокирующим термином "клонирование органов". В многочисленных газетных заголовках и текстах телерепортажей предпочитают употреблять более благозвучный термин: "терапевтическое клонирование".

Суть терапевтического клонирования проста и привлекательна: каждый заботящийся о своем здоровье индивидуум может создать банк собственных стволовых клеток. Последние обладают уникальным свойством трансформироваться в любые клетки человеческого организма, будь то нейроны мозга, гормонопродуцирующие клетки эндокринных желез, сердечные миоциты и т.д. Если с владельцем такого банка случится инфаркт или инсульт, заблаговременно запасенные стволовые клетки послужат материалом для восстановления поврежденных тканей. А также источником для выращивания целых новых органов, практически идеально подходящих для пересадки владельцу - в силу феноменально высокого генетического родства с организмом реципиента.

Если все это станет реальным, медицина изменится до неузнаваемости. Тысячи наименований лекарств займут место на музейных полках. Так же, как и современная трансплантология, обходящаяся налогоплательщикам (и просто частным лицам) в астрономические суммы.

От человека, решившегося на создание такого банка, требуется лишь предоставить специалистам совершенно пустяковое количество донорского материала - скажем, микрососкоба со слизистой оболочки щеки может оказаться вполне достаточно. Геном из донорских клеток будет извлечен и помещен внутрь специально припасенной для этого яйцеклетки. При помощи знаменитой рослинской технологии клонирования свежесконструированное плодное яйцо заставят развиться в примитивный человеческий эмбрион. Этот эмбрион и представляет собой первичное хранилище стволовых клеток - остается только извлечь их из зародыша и поместить в банк.

Вот этот-то момент, собственно, и является главным сдерживающим фактором в развитии терапевтического клонирования. Жизнь, даже сконструированная противоестественным способом, даже не наделенная сознанием, многими считается неприкосновенной. Споры о том, этично ли "разбирать на запчасти" человеческий эмбрион ради спасения жизни больных неизлечимыми ныне болезнями, вряд ли прекратятся в обозримом будущем. Тем не менее, несмотря на негативную реакцию консервативно настроенной общественности, терапевтическое клонирование продолжает развиваться .

Сегодня ученые умеют получать и поддерживать стволовые клетки в жизнеспособном состоянии, а также трансформировать эмбриональный материал в некоторые высокодифференцированные клетки, пригодные для вживления в органы пациента. Это уже сейчас используется, например, в экспериментальном лечении болезни Паркинсона, в терапии сахарного диабета и тяжелых ожогов. Научились даже искусственно "выращивать" относительно простые анатомические образования - вроде роговицы человеческого глаза. Но вот пресловутое "выращивание в пробирке" сложного сообщества самых разных клеток и тканей (каким является, скажем, человеческая печень), пока что дело будущего.

Температура и давление внутри котла из этических табу, в котором нынче находится проблема клонирования, стремительно приближаются к критическим отметкам. И, судя по всему, именно терапевтическое клонирование может стать тем самым клапаном, что выпустит из этого котла лишний пар, заставив его вращать столь ценные для человечества медицинские "турбины".

<a href="mailto:[email protected]" >Сергей Гончар</a>, 23.01.2001