статья И подставь щеку, и око за око

Наталия Бабасян, 25.09.2001
Иоанн Павел II и Нурсултан Назарбаев. Фото AP

Иоанн Павел II и Нурсултан Назарбаев. Фото AP

Реакция всех христианских лидеров мира на теракты в Америке была практически одинакова - на имя президента Буша одна за другой летели телеграммы: "Скорбим, молимся, мы с вами!" Первым среди откликнувшихся на американскую трагедию был Иоанн Павел II. Уже через несколько часов после случившегося он назвал 11 сентября "черным днем в истории человечества", а на следующий день отслужил мессу в память о жертвах теракта. Поздним вечером 11 сентября выступил и Алексий II. Его соболезнование выглядело весьма странно и изрядно напоминало заявление Владимира Путина: в нем много говорилось о Чечне и необходимости объединить усилия в борьбе против международного терроризма. Появившееся сутки спустя совместное заявление патриарха и Священного синода столь же неоднозначно: в нем есть и осуждение террористических режимов, и обвинение самой Америки в стремлении "насильственно навязать другим свое видение мирового порядка".

Впрочем, двусмысленность тем и хороша, что ее можно толковать в зависимости от обстоятельств. Через неделю после терактов на брифинге митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла выяснилось, что "удар террористов был направлен против либеральной системы ценностей". Вывод из этого был довольно неожиданным: владыка объявил, что США имеют все основания, в том числе и религиозные, для ответного удара, но желательно, чтобы вред от этого удара был минимизирован.

Заявление главы церковного МИДа хотя и вызвало некоторый переполох, но фактически вполне вписалось в общегосударственную концепцию отношения к проблеме. Успокоить ту часть православных, что Америку не любит и видит в ней "слугу антихриста", должно было заявление, сделанное Алексием II в Ереване: оно полно антиамериканской риторики. По сути, однако, патриарх говорил лишь о том, что возмездие должно быть "адресным", однако вовсе не отрицал возможность такового. В целом РПЦ сохранила имидж церкви, не чуждой воинственности, но тщательно учитывающей позицию светской власти.

Римско-католическая церковь тоже проявила определенную гибкость. В то время как митрополит Кирилл впервые заговорил об оправданности ответных ударов, Иоанн Павел II призвал американцев не поддаваться духу ненависти и насилия. Во время своей поездки в Астану понтифик был столь же миролюбив и настаивал на том, что возникший конфликт должен быть решен "не посредством оружия, а мирными средствами переговоров и диалога". Между тем, пока папа путешествовал по Казахстану, пресс-секретарь Святого престола Хоакин Наварро-Вальс заявил, что Ватикан предпочитает мирное решение последовавшего за атаками на США кризиса, однако считает использование силы морально оправданным. Его аргументация во многом совпадает с доводами митрополита Кирилла и в целом вписывается в традиционную католическую доктрину "справедливой войны".

Озвученная Наварро-Вальсом позиция отражает преобладающее в Ватикане мнение по данному вопросу. Тем не менее папа явно предпочел от него дистанцироваться: во время своего казахстанского вояжа он даже не обращался к теме возможных ответных ударов на теракты. Единственное, что он позволил себе в последний день пребывания в Астане, - это выразить свое уважение к подлинному исламу - "тому, что молится и озабочен страданиями людей" - и осудить "ненависть, фанатизм и терроризм" как осквернение имени Бога. Одновременно понтифик выступил с критикой "западных культурных ценностей", что должно еще больше расположить к нему мусульманскую общественность. В итоге Ватикан занял в конфликте вполне прозападную позицию, но в глазах исламского мира понтифик остался чист как слеза младенца: он заявил, что уважает ислам, и не одобрил применения силы.

Наталия Бабасян, 25.09.2001