статья У нас на Марсе секса нет

Линор Горалик, 18.03.2002

Санктомания // Где, где в этой картине Иисус Христос?

Ян ван Эйк. Адам и Ева. Деталь Гентского алтаря. 1432 год. С сайта www.krotov.org Тема сексуализации и десексуализации Адама и Евы существует в искусстве так давно, что говорить о ней вне конкретного контекста вполне бессмысленно. Но в последнюю неделю контекст оказался неожиданно так хорош, что хочется выть: католическая церковь, долгое время обсуждавшая вопрос достаточной пристойности или непристойности мадонн Джотто, допустила в одной из своей епархий установку витражных стекол, изображающих Адама и Еву за минуту до грехопадения - нагими, безо всяких фиговых листков; Ева вдобавок довольно основательно беременна, а у Адама торчит вбок острый коричневый (почему?) член. Окна были заказаны церковью Святого Мунго в Глазго в качестве подарка самой себе на 150-летие.

Приходской священник утверждает, что ничего особого в новых окнах не видит и не склонен считать изображенный на них сюжет "спорным". Мало того, говорит достойный человек, на витражах этих изображена мучительная правда, катастрофический момент в истории человечества, и узреть его будет полезно нашим прихожанам.

Мисс Эллен Ламонд, художница-витражистка, выполняющая работу, поясняет, что ее произведение изображает библейских перволюдей как раз перед тем, как они отведали яблока, узрели, что наги, и выбрали, какое именно место прикрыть фиговыми листками. Вот яблоко в руке у Евы, вот зубы острые нацелены на восковую кожуру, на счастье наше и покой - наше, будущих поколений, неспособных забыть, что наги. С нетерпением, с мучительным нетерпением жду я дня, когда храм Христа Спасителя закажет себе иконостас (бронза в позолоте, работа Церетели) демонстрирующий нам момент первого совокупления Адама и Евы ошую, роды Евы - одесную, а посередине - сцену, когда Адам перекусывает пуповину. Жду я, жду, изнываю. И если дождусь, наверное умру от восторга - и тогда, пожалуйста, считайте меня православной.

Педофобия // Девочка моя, это я, девочка твоя

В Мехико проходит Урбан-Фест, самый большой кинофестиваль Латинской Америки. Больших кинопотрясений там, кажется, не предвидится, зато лично для меня стал потрясением тот факт, что компания Mattel, производительница невротически тощей Барби, все еще рвется продолжать борьбу за сохранение чистоты имиджа своей длинноногой девочки. Mattel с завидным тщанием подает в суд на художников, сексуализирующих самой компанией до несмешного сексуализированную Барби. На этот раз Mattel обозвала порнографически представленных на Урбан-Фест фильм "Барби тоже плачут", где стереотипическая Барби-блондинка вступает в лесбийскую связь с политкорректной Барби-латиной, по сценарию, естественно, служанкой. Фильм пришлось снять с фестиваля, решение суда будет не раньше чем через пару месяцев; трудно судить, выгодно ли для авторов фильма такое развитие событий: возможно, таким путем фильм получит большую популярность, чем в случае участия - пусть даже очень успешного - в фестивале.

Барби, изначально созданная как sexy person, объект подражания для маленьких девочек, уже была застукана за таким количеством непристойных деяний, что трахнуть свою служанку для нее должно быть как два пальца протянуть. Она выступала в роли dominatrix, запекалась в духовке с сыром, была калекой, больной СПИДом, проституткой - ее глянцевая стереотипичность и вписанность в модель консьюмерской Американской Мечты автоматически делали деконструкцию ее идеализированного имиджа исключительно привлекательным занятием для творческих людей. Не исключено, что постоянными судебными процессами Mattel искусственно стимулирует такой творческий интерес, делая Барби привлекательной не только для детей, но и для взрослого рынка. Последнее время все подобные вещи - арт-проект с неприличной Барби, суд, пресса, перемирие с компанией Mattel и принесение ей извинений - развиваются по столь стандартной схеме, что начинают казаться сфабрикованными - не то художниками, ищущими сравнительно легкой раскрутки, не то самой компанией, ищущей роста продаж. Так или иначе, все это не имеет никакого отношения к единственному серьезно интересующему меня вопросу: почему у Барби нет сосков? А?

Фетишизм // Кто не видел трикотаж

Вот загадочная история, смысла которой я не понимаю до конца: телекомпания ABC, впервые в истории американского телевидения показавшая в 1994 году в сериале NYPD Blue совершенно голую женщину (на что до того не решалась ни одна телекомпания ни в одном сериале), неделю назад вывела на экраны "Бриллианты навсегда" (двадцать пять лет назад Шон Коннери, надо сказать, был гораздо менее притягателен, чем сегодня, - или это я старею?) в отретушированной версии. Ретушь заключалась в следующем: на спину глупой и прекрасной Пленти О'Тулс пририсовали черный лифчик, чтобы никто не думал, что Bond Girl обнимает своего бонда, приникая к галстуку от Gucci прямо-таки голой грудью. Кроме того, в другой сцене белье той же Пленти выкрасили в черный цвет - чтобы никто не мог подумать, что Bond Girl обнимает своего Бонда, приникая прямо голым лобком к ширинке от Versace.

Ход аболютно загадочный. Надо понимать, что двадцать пять лет назад этот фильм безо всякой ретуши получил нежный рейтинг PG - Parental Guidance, "дети допускаются в сопровождении родителей". Видимо, с тех пор что-то изменилось. Представители канала утверждают, что именно с фильмами бондианы они делали такие вещи и раньше, критики клянутся, что ничего такого спокон веку не помнят. А у меня есть, есть объяснение происшедшему! Они там просто фетишисты на ABC, любят черное белье и в наше сознание эту любовь внедряют. И поделом нам, нечего приникать голой грудью к металлическим пуговицам пропахшего самогоном зипуна. Тоже мне, понимаешь, национальная идея.

Линор Горалик, 18.03.2002