статья Комедия либерального режима

Юрий Богомолов, 26.04.2004
'Комедия строгого режима'. С сайта www.ozon.ru

'Комедия строгого режима'. С сайта www.ozon.ru

В постсоветской России стало традицией отмечать день смерти основателя советского государства показом по ТВ трагического фильма Александра Сокурова "Телец", а день рождения - "Комедией строгого режима" по мотивам прозы Сергея Довлатова.

И в том и в другом случае это такие же дежурные блюда, как в былые времена демонстрация в эти памятные дни "Ленина в Октябре", "Ленина в 1918 году" и "Рассказов о Ленине".

И в этом году в январе показали первую картину за упокой тела вождя, а в апреле – вторую во славу его уголовной харизмы.

Как всегда, 22-го числа сего месяца можно было ожидать возобновления общественных дискуссий по поводу всемирно-исторического значения вождя мирового пролетариата, его идейного наследия и возможности перезахоронения его тела. Все это было и на сей раз, но как-то не слишком ярко, энергично и активно. Николай Сванидзе в "Зеркале" дал нарезку нескольких высказываний известных специалистов. Никита Михалков – за перезахоронение. Один из ученых заметил, что в Мавзолее покоится уже на 90% не тело Ленина – там в результате многочисленных трансплантаций почти все органы заменены. А лицо его от десятилетия к десятилетию молодеет и становится все краше. Это, говорят, успела заметить еще Надежда Константиновна Крупская. Впрочем, супруга Ильича тогда была не вполне объективна – муж лежал за стеклом, не меняясь, а жена старилась и дряхлела.

Что же касается идеологических сшибок, то их в телеэфире почти не случилось, исключая разве что авторскую программу Владимира Соловьева "К барьеру", где сцепились идейно близкие товарищи – нацбол Лимонов и капеэрэфник Шандыбин. Оба клялись в верности Ленину, оба высказывали твердое убеждение, что если бы Ленин был жив, то он оказался в одной партии с каждым из них.

В одном из худфильмов о Ленине есть сцена митинга на заводе, где меньшевики собачатся с большевиками. И какая-то "меньшевиствующая сволочь" бросает кощунственное: "Если бы наш дорогой Ильич был здоров, он был бы с нами". И тут откуда ни возьмись он сам: "Нет, не с вами".

На самом деле в последние годы жизни Ильич уже ни на какие митинги не ходил. На что он был способен тогда, правдиво показал Сокуров в "Тельце". Но все-таки какая-никакая душа обитала в его беспомощном теле.

А теперь, когда он мертв уж восемь десятков лет, и вовсе смешно звать его на баррикады. Хотя, конечно, всерьез на его вспомоществование никто и не рассчитывает. А раз нет "серьеза", то выходит "Комедия демократического режима".

Вообще надо заметить, что передача Владимира Соловьева все больше напоминает не дуэль у барьера и не ринг, а цирковой манеж, на котором уже несколько недель идет кастинг клоунских пар – Жириновский и Хазанов, Боровой и Митрофанов. А на этот раз – Шандыбин и Лимонов. Кто следующий?

Единственным, пожалуй, кто умственно напрягся, защищая дело Ленина и его образ, был молодой коммунист Сергей Доренко, и сделал он это в радиоэфире "Эха Москвы". Рассуждал он по простой схеме. Ленин – человек своего времени. Его террор – адекватный ответ на белый террор. Ленин – это наша история, от которой отказываться нам негоже.

Последнее замечание самое трогательное. По Доренко выходит, что назвать Ленина душегубом, основателем концентрационных лагерей и института заложничества значит выкинуть его из истории. А на самом деле это всего лишь ставит под сомнение миф о нем как о самом человечном человеке.

Выкидывают ли немцы Гитлера из истории своей страны, последовательно в законодательном порядке борясь с нацистской символикой, вытравляя легенды и мифы о своем бывшем фюрере? Едва ли. Просто не надо путать историю с мифологией, нельзя подменять первую второй, на что у нас тьма охотников. И Доренко – первый из их числа.

Впрочем, оно и понятно. Ведь каждый такой исторический мыслитель приспосабливает под стереотипы и клише своего сознания те или иные реалии, в том числе и исторические. Там же и тогда же и все тот же Доренко объяснил слушателям, что у американцев есть два варианта борьбы с иракскими террористами: либо сегодня – ковровые бомбардировки, либо завтра – ядерная бомба. Как это по-ленински!

Разумеется, система мифов о Ленине в нашей культуре, в общественном мнении довольно сильно расшатана. Но, надо признать, не разрушена. Такое ощущение, что в деле демистификации образа вождя мировой революции недостает некоей культурно-психологической составляющей. Она отчасти воссоздана в помянутом здесь фильме "Телец".

Картина эта о том, человек, предельно рационализировавший все свои представления о физической природе и о мире человеческих отношений, стал последовательно и непреклонно приводить стихию в соответствие со своими представлениями и надорвался – вышибло ум у старика. Слабоумие - самое большое наказание для Ленина-рационалиста. Это версия Сокурова.

К 134-му дню рождения Ильича был приурочен показа документальной ленты Станислава Раздорского "Тайная любовь вождя". Там еще одна версия – Ленина подкосила трагическая кончина его возлюбленной Инессы Арманд. Он не смог себе простить, что не отпустил ее заграницу подлечиться, а отправил на Кавказ, где бушевала холера, от которой она и умерла.

Версия вроде бы смешная: чловек, который отправлял людей на тот свет пачками... Но Бог его знает. Или дьявол его знает.

Самое примечательное в этой картине другое, как бы не имеющее никакого отношения к ленинскому мифообразу. Авторы рассказывают, что при очередной попытке Ленина разорвать отношения с Арманд вышел такой казус. Возлюбленная вождя обиделась и исчезла из его поля зрения, передав через общих знакомых, что она как "исчезнувшая Джоконда". Владимир Ильич разнервничался и обратился к другой любовнице, которую по иронии судьбы, звали Лизой, с просьбой объяснить, кто такая Джоконда. Та очень удивилась, решила, что Володя шутит, переслала ему по почте репродукцию леонардовой нечеловеческой живописи. В ответ Володя вовсе пришел в негодование и сделал даме выговор: что ты мне прислала портрет, я же тебя просил сказать, кто она такая и в чем ее загадка.

Итак, картина не только документально подтверждает самые пессимистические подозрения простого народа о внебрачных связях идеального коммуниста и о его моральной неустойчивости - она еще и недвусмысленно намекает на его некультурность и необразованность. Под сомнением оказался самый красивый миф о Ленине - как о большом русском интеллигенте.

Ненароком получилась еще одна комедия. На сей раз - либерального режима.

Юрий Богомолов, 26.04.2004