статья Обратное сальто

Юрий Богомолов, 19.01.2004
Телевизор. Рисунок Граней.Ру

Телевизор. Рисунок Граней.Ру

Праздники кончились, а оба государственных телеканала, давно рассчитавшиеся на первый-второй, все никак не могут выйти из клинча контрпрограммирования, в который они вошли в пору новогодних и рождественских каникул. Повторы "огоньков" были поставлены в один день (в субботу), почти в одно время. То есть лоб в лоб. Остальные козыри выкладывались не так синхронно.

У "Первого" в пятницу прошел его главный хит "За двумя зайцами", который подстрелил гораздо больше зайцев, чем это было анонсировано в заглавии. Там были и Галкин, и Пугачева, и Сердючка; там было много искрометного юмора в духе "Аншлага", бодрых ритмов в стиле "диско". Второй на это ответил "Комнатой смеха" - такая юмористическая солянка, в которой обыкновенно попадаются и Жванецкий с Гориным, и Петросян со Степаненко.

В субботу "Первый" опять "угостил" Галкиным ("Кто хочет стать миллионером"), а у второго тоже "было" – "Аншлаг" без примесей. На поприще кинопоказа, надо признать, доминировала на сей раз "Россия". За "Дракулой" Копполы последовала симпатичная комедия "Чего хотят женщины" с Мелом Гибсоном в главной роли, а в воскресенье было показано и вовсе нечто убойное – "Звездные войны. Эпизод I. Скрытая угроза", за коим без паузы, в том числе и рекламной, последовал "Леон" Люка Бессона.

Все было бы славно, если бы общей картины досужего веселья не омрачали сообщения в информационных выпусках об обмороженных призывниках и о кончине одного из них. Конечно, о покойном можно было бы тут же и позабыть в угаре повторных "огоньков", да тут, как назло, Леонид Агутин снова пропел свой огневой шлягер про паренька, который не спросясь у мамы (вот такой он упрямый) пошел служить в армию ("Как все, как все, как все"). Из песни также следует, что юноша, исполненный оптимизма и романтических чувств ("Аты-баты, мы теперь солдаты"), в поезде мчится непосредственно на границу. И далее по тексту того письма командира части маме призывника, которое начиналось словами: "С прискорбием сообщаем Вам: Ваш сын скоропостижно скончался..." А еще далее: по тексту выступления президента перед ответственными сотрудниками ФСБ. Жизнь, стало быть, зарифмовала искусство.

Что же касается патриотической сути песни, то она, конечно, горячая, но, увы, не настолько, чтобы согреть молодого человека, выброшенного на 30-градусный мороз. Агутин, к слову сказать, получил за нее "Золотой граммофон" из рук генерала ФСБ Александра Михайлова. И опять в рифму.

К командирам, как и к поп-звезде, нет вопросов – они делают свое дело в меру своего нравственного понимания и умственного развития. Удивление вызывает позиция руководителей государственного телеканала – куда они смотрели? Разве можно было такой издевательский песенный комментарий к трагическому событию пропускать в эфир?

На днях прошел сюжет по случаю 150-летия со дня рождения Шерлока Холмса. Вспомнили его советскую экранизацию. Вспомнили, как пришлось поправить Конан-Дойла. Его Холмс посредством дедуктивного метода угадал, что доктор Ватсон прибыл на Бейкер-стрит с театра военных действий в Афганистане, который как раз в то время был самой чувствительной мозолью для Советского Союза. Понятно, что реплику пришлось переозвучивать. Название страны выкинули. Ее заменили частью света. Получилось не слабее - доктор приехал с Востока.

Самое смешное, что тогдашним цензорам не пришлось даже бровью повести. Авторы, как удостоверил режиссер сериала Игорь Масленников, сами вовремя спохватились и сами внесли необходимые коррективы в текст. Вот как было поставлено дело. Потому все нынешние разговоры о возвращении жесткой политической цензуры на государственные каналы в свете этого факта представляются большим преувеличением.

Впрочем, правы и те, кто говорят о "возвращении". Оно угадывается в позитивных примерах. Как в случае чествования народного артиста СССР Василия Ланового. Дело не в том, что все каналы дружно отметили сей радостный факт: интервью с юбиляром, демонстрация картин с его участием и специально снятых передач. Это нормально. Нечто особенное случилось в пятницу, когда Первый транслировал юбилейный концерт. Было ощущение, что мы отмечаем еще один государственный праздник – столько было помпезности и пафоса. Все статусные артисты и госмужи поздравили артиста. Хотя, честно говоря, ретроспектива творчества г-на Ланового оказалась не слишком убедительной. Артист он выдающейся наружности, но среднего таланта. Спину всегда держал: и когда изображал Павку Корчагина, и когда играл Дзержинского, и когда читал Маяковского на партийных съездах. Собственно, в этом и было его достоинство - едва ли не единственное. А в последнее время мэтр славится не столько профессиональными свершениями, сколько неортодоксальными (в духе генерала Макашова) высказываниями по "еврейскому вопросу".

На концерте 70-летний юбиляр опять же хорошо держал спину: и когда легко взбегал на сцену, чтобы поблагодарить гостя за поздравление, и когда вальсировал с юной балериной. А на бенефисном спектакле он, говорят, сделал обратное сальто.

В своих многочисленных публичных выступлениях на телевидении, по радио и в газетах г-н Лановой довольно часто говорит о моральном и художественном упадке культуры. Потому ничего неожиданного не было в том, что свой праздник он интерпретировал как островок духовности в море пошлости и безнравственности. Чувства, которые им овладели на этом острове, он сформулировал примерно так: "...торжество по линии красоты женских тел и мужского грациоза".

"Обратное сальто" уже в переносном смысле с успехом делает не один Лановой. Госканалы в этом трюке тоже понаторели. Особенно в той части, что касается антиолигархической пропаганды. Но странное дело - здесь самый высокий класс продемонстрировало НТВ в стильной программе Леонида Парфенова. Я имею в виду два последних его сюжета, поставленных встык. Один - про семью прапорщиков из Краснодара, ночующих в собственном "москвиче". А другой – о том, как отдыхает семейство Потаниных на горнолыжном курорте Куршевель во Французских Альпах.

Никакой публицистики, никаких оценок, ни грана моралистики. Два нейтральных сюжета. Нейтральных по интонациям, по характеру повествования. Только лица тех, кто мерзнет в консервной банке марки "Москвич", и тех, кто закладывает виражи на горных трассах. А эффект с точки зрения разжигания классовой ненависти – убийственный. Караулов со своими стенаниями и Пушков со своими политологическими выкладками отдыхают. Это возвращение к антибуржуазной пропаганде советских времен. Но более высокого уровня. Юрий Жуков с Генрихом Боровиком тоже могли бы отдохнуть.

Юрий Богомолов, 19.01.2004