статья Месть непризнанного гения

Наталья Хмелик, 22.05.2001

Ричарда Томлинсона уволили из британской разведки в 1995 году, после четырех лет службы. Все произошло как в кино. Офицер, проходивший испытательный срок, пришел на работу в здание, хорошо знакомое любителям фильмов про Джеймса Бонда. Он вставил пропуск в щель на двери, набрал личный идентификационный номер. Дальше должен был загореться зеленый сигнал, означающий, что все в порядке и пришедший может проследовать на рабочее место. Но вместо зеленой лампочки неожиданно вспыхнула красная. Затем появились двое офицеров охраны, которые препроводили Томлинсона в отдел по работе с персоналом. Здесь ему сообщили, что контракт с ним не возобновляется, поскольку он плохо справлялся с работой, и он может считать себя свободным. Напоследок он высказал своему боссу, от которого зависело продление контракта и в перспективе - успешная карьера шпиона Томлинсона - все, что копилось в его душе эти четыре года: возможность, о которой мечтают многие.

Единственная претензия по существу, которую высказали Томлинсону, - он неспособен работать в команде. Сам он объясняет свое увольнение личностной несовместимостью с непосредственным начальником и намекает на многочисленные успехи, которых добился на шпионском поприще. Однако все его достижения относятся скорее к периоду обучения. Он блестяще закончил Кембридж по авиаинженерной специальности, продемонстрировал отличные языковые способности, получал только высшие баллы во время обучения в разведшколе.

Разоблачая секреты британской разведки, Томлинсон описывает одно из первых заданий, которое должны были выполнить будущие разведчики, не забыв упомянуть, что сам он с этим заданием всегда справлялся блестяще. Задача состояла в том, чтобы входить в доверие к сильно поддавшим посетителям пабов в Портсмуте и выяснять их даты рождения и паспортные данные. Этот тест Томлинсон сегодня выдает за один из известных только посвященным секретов британской разведки. Однако специалисты утверждают, что задания в разведшколах никогда не повторяются и то, что довелось делать Томлинсону больше десяти лет назад, с тех пор так и пылится в архивах.

В 1991 году начался его испытательный срок в МИ-6. Он служил в Боснии, некоторое время работал в Москве, затем - в штаб-квартире в Лондоне, в отделе, который занимался проблемой химического оружия в Иране. Начальство, перебрасывая его с одного направления на другое, никак не могло решить, подходит ли Томлинсон для работы в МИ-6, и когда двухлетний испытательный срок завершился, продлили его еще на два года. Чем закончился второй испытательный срок, мы уже знаем.

После увольнения Томлинсон подал на МИ-6 в суд и потребовал восстановления на работе. Дело он проиграл и после этого выложил все, что знал о британской разведке, на сайте в Интернете. Томлинсона привлекли к уголовной ответственности за разглашение служебной тайны, и несколько месяцев он провел в тюрьме. Конечно, никакая разведка не любит, когда бывшие инсайдеры начинают рассказывать все, что знают: называть имена бывших коллег, расписывать их взаимоотношения, делиться сведениями об операциях, в которых принимали участие. Однако мягкий приговор, который вынесли Томлинсону вовсе не означает, что британское правосудие снисходительно относится к работникам спецслужб, разглашающим подобную информацию. Очевидно, сведения, которые "утекли" через Томлинсона, разведка оценила не слишком высоко. Во всяком случае, не выше тех, что хранятся в компьютерах, которые офицеры МИ-6 теряют в общественном транспорте несколько раз в год.

Шпионские страсти - Русский журнал, 21.05.2001
Спецоперация "Большая брешь" - "Сегодня", 24.01.2001
Бывший агент подарит России все секреты MI6 - Lenta.Ru, 14.01.2001
Britain's Security Services

Наталья Хмелик, 22.05.2001