статья Приговор Ходорковскому: мнения

31.05.2005

Марина Ходорковская, мать Михаила Ходорковского

Мы потеряли сына в тот день, когда Путин пришел к власти... Мы прекрасно помним историю, и знаем, что бывает, когда к власти приходят такие организации, как КГБ.
Пресс-центр Ходорковского

Ирина Хакамада, лидер партии ''Наш выбор''

Этот приговор означает, что Ходорковский не пошел на компромисс. Я уверена, что с ним велись переговоры, но он не подписал никакого заявления.
Грани.Ру

Борис Березовский, бизнесмен

Сегодня всему миру власть показала свою неконституционность, свою нелигитимность. И теперь любые действия оппозиции по свержению этой власти можно будет признать оправданными. Теперь вопрос о власти больше не решается на избирательных участках – он решается только на улице.
Грани.Ру

Вадим Соловьев, секретарь ЦК КПРФ по правовым вопросам

Это очень сложный вопрос – о приватизации и предпринимательской деятельности в 1990-е годы. Бизнесмены были поставлены в такие условия, что вынуждены были нарушать закон. И если ставить вопрос о наведении порядка в этой сфере, то необходимо как минимум с общими правилами подходить ко всем. А в суде над Ходорковским и Лебедевым очевидно избирательное применение права - как к людям, которые занимали политическую позицию, отличную от позиции партии власти. С этой точки зрения приговор Мещанского суда – настоящее безобразие и очень опасный для государства симптом.
Грани.Ру

Эдуард Лимонов, лидер НБП

Кто же его так сильно ненавидит? Если бы речь шла только о деньгах... Но деньги ведь уже отняты, цель достигнута. Теперь идет речь о физическом уничтожении.
Как человек, который тоже сидел, и которому посчастливилось вырваться из этого капкана, я сочувствую Михаилу Борисовичу. Я надеюсь, что через два года этот режим падет, и тогда выйдут все неправильно осужденные, в том числе и он.
Политзеки.Ру

Борис Надеждин, секретарь федерального политсовета СПС

Очевидно, что этот приговор – стопроцентно политический.
Очевидно, что Михаил Ходорковский теперь вольно или невольно станет символом российской оппозиции.
Очевидно, что этот приговор еще долго будет предметом рассмотрения в высших судебных инстанциях, в том числе и международных.
Грани.Ру

Сергей Митрохин, заместитель председателя партии ''Яблоко''

Для меня это событие символизирует отказ от построения правового государства и частичное возвращение к сталинским методам правосудия. Это сигнал силовикам всех уровней о том, что любой их произвол теперь останется безнаказанным, что они могут заниматься настоящим рэкетом, могут отнять любой бизнес, завладеть любым предприятием.
Грани.Ру

Гарри Каспаров, лидер "Объединенного гражданского фронта"

Приговор, вынесенный после многомесячного судебного фарса, подводит жирную черту под целым этапом правления Путина. Это не приговор Ходорковскому, Лебедеву или "ЮКОСу". Это приговор всей российской демократии, подписанный российским президентом и его окружением. Кремлевские чиновники продемонстрировали, что они готовы пойти на все, чтобы остаться у руля, и что никакой законной передачи власти в России в результате демократических выборов и в рамках Конституции не произойдет.

Теперь путинскому режиму осталось сделать последний шаг на пути в светлое туркменско-белорусское будущее - применить вооруженную силу против народных выступлений. Впрочем, никаких сомнений в том, что все эти сечины и ивановы готовы отдать приказ о подавлении акций протеста самыми жестокими методами, уже не остается. Вопрос сейчас в другом: позволят ли сами граждане России загнать себя в тоталитаризм?

Очевидно, что приговор стал возможен из-за пассивности российского общества. И прежде всего, из-за трусливой позиции российской элиты, которая откровенно потакала действиям властей. Высокопоставленные представители власти и бизнеса спрятали головы в песок в надежде, что их не заметят. Что же касается значительной части российской интеллектуальной элиты, то она впала в истерику, стремясь убедить себя и других, что путинский режим - это меньшее зло для России. Попытки представить дело "ЮКОСа" досадным недоразумением, а не проявлением порочности созданной Путиным системы, на самом деле являются частью пропагандисткой кампании, имеющей целью прикрыть беззаконие, творимое Кремлем.

Но не надо отчаиваться. Противоправный приговор, вынесенный Ходорковскому и Лебедеву, будет действовать ровно столько, сколько мы позволим путинской клике оставаться у власти. Чем скорее мы сможем демонтировать нынешний чекистско-олигархический режим, который возвел беззаконие и коррупцию в ранг государственной политики, и вернуть Россию на путь демократического развития, тем меньше будет несправедливо осужденных людей и дел, подобных "делу ЮКОСа".

Приговор подтвердил справедливость и актуальность задач, поставленных в манифесте Объединенного гражданского фронта. Сейчас как никогда важно объединить все силы, готовые противостоять диктатуре. Мы сможем ее сломить. Все сейчас зависит только от нас.

Официальный сайт Гарри Каспарова Борис Немцов, член федерального политсовета СПС

Такой приговор можно объяснить только тем, что власть и физически, и политически боится Ходорковского. Для меня совершенно ясно, что приговор выносился в Кремле, а не в Мещанском суде, который является бутафорским, позорящим всю российскую судебную систему.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Алексей Кондауров, депутат Госдумы от КПРФ

Оглашение приговора Михаилу Ходорковскому и Платону Лебедеву является судебной катастрофой. Неделю назад произошла технологическая катастрофа, а сейчас – судебная. Я не согласен с приговором. Я услышал аргументацию суда, и она меня не убедила.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Владимир Рыжков, независимый депутат Госдумы

Я шокирован таким приговором. Это полный абсурд, это не правосудие и последствия подобной судебной расправы будут самыми тяжелыми для страны - предприниматели поняли, что надо продавать и уезжать. Девять лет лишения свободы Ходорковскому – это ровно девять лет экономических реформ, которые прошли с 1991 по 2000 год. Все, что сейчас признано преступным, в эти годы, согласно действующему тогда законодательству, было вполне обычной практикой, которой занимались сотни тысяч предпринимателей и бизнесменов… Остается последняя надежда - на Европейский суд по правам человека.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Никита Белых, председатель политсовета СПС

Дело "ЮКОСа", дело Ходорковского – один из тех вопросов, по которому мнение в партии всегда было едино. Это однозначно политическое дело, классический пример избирательного применения законодательства. Это механизм давления на гражданское общество, и оно, несомненно, нанесет очень серьезный удар по репутации государства.
Интерфакс

Дмитрий Рогозин, лидер партии "Родина"

Я думал, что Ходорковский получит меньше - наша экспертная оценка была где-то в пределах пяти лет... В целом я не могу сказать, что вынесение такого приговора означает реальную позицию российской власти в отношении налоговых преступлений в вопросах борьбы с коррупцией. Ходорковский выбран в качестве козла отпущения... Я думаю, власть этим и ограничится.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Сергей Миронов, спикер Совета Федерации

Я не вижу никаких вредных последствий сегодняшнего решения Мещанского суда. Для меня, напротив, было бы неприятной неожиданностью, если бы суд оправдал Ходорковского. Тогда возникло бы много вопросов к Генпрокуратуре. Суд на то и есть суд, и у суда есть все основания считать вину руководителей "ЮКОСа" доказанной.
РИА "Новости"

Джордж Буш, президент США

Я выразил обеспокоенность в связи с этим делом президенту Путину, потому что, как я объяснил ему, вы считатесь невиновным, пока вина не будет доказана, и нам кажется, по крайней мере людям в нашей администрации, что это выглядело так, что он (Ходорковский. - Ред.) был признан виновным еще до того, как состоялся суд.
Reuters

Тони Брентон, посол Великобритании в Москве

Мы все время внимательно следили за ходом процесса. Его исход и приговор могут оказать серьезное влияние на бизнес и на уверенность инвесторов... Вместе с партнерами из Евросоюза мы будем и впредь разъяснять российскому руководству нашу позицию, которая заключается в том, что закон не должен применяться избирательно и непропорционально.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Тим Лантос, член Конгресса США

Мы не позволим считать Россию демократической страной после сегодняшнего приговора.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Аркадий Вольский, председатель бюро правления РСПП

Это нанесет тяжкий вред нашему имиджу. Как видите, уже американцы внесли вопрос об исключении России из "большой восьмерки", а это серьезнейший вопрос.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Евгений Ясин, научный руководитель Высшей школы экономики, экс-министр экономики РФ

Вряд ли приговор в ближайшее время будет смягчен - власти Ходорковский на свободе не нужен.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Лев Пономарев, правозащитник

Власть сделала шаг в сторону своей обреченности, продемонстрировав в очередной раз свою полную неготовность идти на компромисс. Это понятно каждому думающему человеку, следившему за процессом.
Грани.Ру

Олег Орлов, глава правозащитного центра "Мемориал"

Это четкое и внятное указание бизнесу о том, что в нашей стране не может быть влиятельных, независимых от государства структур. Это очень плохой сигнал бизнесу - вкладывать деньги в российскую экономику в надежде на какую-то относительную самостоятельность невозможно.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Татьяна Локшина, эксперт Международной Хельсинской федерации

Я рассчитывала, что приговор будет несколько мягче - шесть лет, и Ходорковский, с учетом срока, который он провел в следственном изоляторе, не выйдет на свободу до 2008 года.
Пресс-центр Михаила Ходорковского

Григорий Пасько, журналист, бывший политзаключенный

...Путинская власть и лично товарищ Путин сильно боятся таких людей, как Ходорковский. Поэтому их и прячут по тюрьмам. С огромным желанием не выпускать оттуда как можно дольше. Ну и, конечно, плевать хотела – и плюет! – эта власть на общественное мнение. Мы - и я, и вы, и ты, и ты тоже – все МЫ! – для этой власти – быдло, мусор, мясо пушечное, зеки – уже сидящие или пока находящиеся на воле.
НАМ нужна ТАКАЯ власть? Мне лично – нет.
Политзеки.Ру

Роберт Амстердам, адвокат

Нельзя допустить, чтобы этот процесс разрушил репутацию Ходорковского и Лебедева, так как это попытка просто уничтожить людей.
Интерфакс

Наталия Вишнякова, представитель Управления информации и общественных связей Генпрокуратуры

Мы считаем приговор объективным и справедливым. Он соответствует тяжести совершенных осужденными преступлений.
Интерфакс

ПРИГОВОР ХОДОРКОВСКОМУ: ОБСУЖДЕНИЕ

31.05.2005


новость Новости по теме