статья Хлестаковы эпохи информационных технологий

Дмитрий Шушарин, 28.02.2003
Эскиз костюма Хлестакова с сайта www.grdt.ee

Эскиз костюма Хлестакова с сайта www.grdt.ee

Газеты (журналы, сайты и проч.) читать и телевизор смотреть (радио слушать) можно по-разному. Там рассказывают о том, что было, и о том, что, возможно, будет. Но есть еще материалы, которые существуют сами по себе, являясь частью так называемых информационных войн. Если не войн, то столкновений, если не столкновений, то подготовки некоторых шагов, решений, действий.

Как правило, такого рода публикации остаются незамеченными, но это только первое впечатление. Они просто проходят в одном ряду с другими и становятся частью привычного информационного пространства. Хотя это, собственно говоря, и не информация.

На уходящей неделе можно отметить две фоновых псевдоинформационных темы, имеющих отношение к возможному переделу собственности и к возможному переделу власти. Первая тема, безусловно, гораздо серьезнее второй. Это обсуждение вероятного изменения законодательства о недрах, ведущего к фактической национализации нефтяной отрасли.

Тема не нова. В декабре прошлого года уже пускался пробный шар, причем со ссылкой на заместителя главы кремлевской администрации Дмитрия Козака, якобы заявившего о необходимости пересмотра соответствующего законодательства. Помнится, тогда это вызвало недоумение: почему для запуска псевдоновости был выбран чиновник, никогда не имевший отношения ни к каким переделам собственности, юрист в чистом виде, в последнее время далекий от любой практической деятельности, кроме законотворческой. Однако в этом был свой смысл – фактической экспроприации с самого начала придавалось этакое отстраненное, формально юридическое толкование, нечто в духе "спора хозяйствующих субъектов", но в данном случае скорее по принципу "не я караю – закон карает". Так вот, на днях тема вновь ожила. И снова ей попытались придать некий правовой шарм.

Ничего неожиданного в этой реанимации не было – слишком очевидной была пиаровская неудача встречи президента с олигархами, состоявшейся неделю назад. Прямо скажем, нефтяники, особенно Михаил Ходорковский, позволили себе лишнее – они обратились к президенту с конкретными вопросами на конкретные темы. Очень даже конкретными вопросами, поскольку они касались некоторых негласных преференций, полученных компаниями, близкими к государству. Ну, в данном случае не хочется никому делать рекламу или на кого-то наезжать, тем более что имена и брэнды в прессе назывались. Да и не об этом сейчас речь, не о том, когда и кто завысил цену и какой министр от этого мог выиграть. Речь о крайнем неудовольствии главы государства, отмеченном всеми, кто писал о кремлевском диалоге. Ответ был: сами-то, дорогой товарищ, с чего начинали? А олигарх уперся и продолжал в том духе, что, мол, пора и заканчивать, а не умножать мировое зло.

И вот олигарху "просили передать" - не очень заметно для постороннего глаза, но вполне различимо для информационно-аналитических служб нефтяных корпораций. То тут, то там, то в какой-то мелкой новости, то в интервью политика-отставника всю неделю мелькали слова о том, что "недра должны служить народу". И в одном случае был использован тот же прием, что и с Козаком. Только на этот раз то был комментарий в связи с избранием Валерия Зорькина председателем Конституционного суда. Мол, Кремль пошел на это, чтобы заполучить управляемого руководителя Конституционного суда и закрепить национализацию нефтянки на уровне Основного Закона. Тут уж Грани.Ру должны потребовать сатисфакции. О том, что Зорькин может быть использован в играх по переделу собственности, мы писали еще в день его избрания. Но тогда еще не было совсем ясно, что в Кремле не очень довольны таким исходом выборов в КС. Сейчас же понятно, что непредсказуемость Зорькина вызывает крайнее беспокойство.

Но ход, прямо скажем, хорош. Взяли свежую новость да и приплели к ней адресное послание. Причем в том же духе, что и с Козаком: не чья-то злая воля угрожает благополучию собственников, а Конституция! Заодно сделали хорошую мину при плохой игре. Умеют.

Вторая же псевдоновость недели куда менее значительна, хотя и касается высших сфер. Она интересна изощренность построения и достижения цели. В один день в нескольких изданиях прошел "эксклюзив" о том, что Валентина Матвиенко вновь, как и в 1999 году, будет баллотироваться на пост губернатора Санкт-Петербурга. Забавно, но все же новость. Однако главное было не в безвинно пострадавшей и в 99-м, и ныне Валентине Ивановне, а в комментариях, где подчеркивалась невероятная успешность Виктора Черкесова на посту северо-западного наместника. И говорилось, что теперь ему совершенно не по чину идти на губернаторские выборы. Он поедет в Москву, где (вот тут напускался туман и надувались щеки) для него специально учредят новую "федеральную службу". Помните классику: "Ипполита Матвеевича Воробьянинова мы предлагаем в предводители дворянства! - Куда там! Он не меньше чем министром будет. А то и выше подымай - в диктаторы!". Ильфопетровский диалог, естественно, восходит к тому, что одно петербургского чиновника то департаментом ставили управлять, то принимали за главнокомандующего.

Ну, не стоит более иронизировать: человек имеет право мечтать, а чиновник – делать карьеру. Но даже у журналистов есть память, а потому не могу забыть, как еще в то время, когда Путин был и.о., по Москве распускались слухи, что вот-вот воссоздадут единую службу безопасности (с пограничниками, ФСО, ФАПСИ) и во главе ее поставят Виктора Черкесова. А еще, помнится, из пиар-центров питерского наместника исходили слухи о скором назначении то того, то другого полномочного представителя премьер-министром. И на вопрос о том, чего это для других стараться, знающие люди объясняли, что это кампания по повышению престижа самой должности полпреда.

Во как! Хлестакову и не снилось, что можно пиарить чин коллежского регистратора или статус петербургского чиновника. Ныне же все настолько усовершенствовалось и утончилось, что наблюдать за созданием псевдоновостей – одно удовольствие. Все ж таки это особый жанр, причем истинно синкретический. И по законам этого жанра и будем судить о нем и о его мастерах.

Дмитрий Шушарин, 28.02.2003