статья Вертикаль о двух концах

Иван Горяев, 23.10.2002

Замруководителя президентской администрации Дмитрий Козак, которого комплиментарные перья уже уподобили земскому реформатору александровских времен графу Валуеву, принес на Госсовет 23 октября два согласованных с рабочей группой ГС законопроекта. Новая редакция закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" жестко формулирует полномочия муниципий и оснащает их собственными бюджетами и четко сформулированными полномочиями. Проект изменений, которые Козак предлагает внести в закон "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов власти субъектов РФ", точно так же жестко формулирует полномочия губернаторов и попутно – полномочия федерального центра по контролю над губернаторами вплоть до права отрешения их от должности.

"Региональные бароны" вырвали у Козака максимум уступок, на которые он был готов пойти. Глав районов, по замыслу Козака, должны избирать сессии советов председателей муниципальных образований. Губернаторы "проломили" норму, в соответствии с которой их представители могут занимать до трети мест в советах муниципального уровня. Кроме того, члены ГС добились фиксации в обоих законопроектах своего права распускать органы местного самоуправления, если они не справляются со своей работой, и вводить так называемое внешнее управление в виде временной финансовой администрации.

Однако теми же самыми правами президент и председатель правительства обладают в отношении самих глав администраций регионов. И с этим губернаторы ничего поделать пока не смогли.

Но самое интересное – право снимать глав муниципальных образований получает из рук Козака и президент. Если поправки пройдут в одобренном ГС виде, то Путин получает право личным указом снять с поста, например, главу Микуньской сельской администрации Жешартского района Республики Коми. Это как если бы брежневское Политбюро назначало секретарей райкомов и директоров совхозов. Однако это право бессмысленно только на первый взгляд. Тем самым Путин формирует политическую "крышу" над муниципиями. Дает губернаторам понять, что "рука Кремля" не только над ними, но и под ними. А самое главное: президентский протекторат над муниципальными образованиями – лишь прелюдия к созданию в той или иной форме специального федерального органа, опекающего муниципальный этаж власти.

Опекающего не только на словах. Ныне федеральный бюджет несет около 60 процентов всех госрасходов, региональные бюджеты – около 30, а муниципальные – 10 процентов. После того как муниципии реализуют возложенные на них уложениями Козака полномочия, за центром, как планируется, останется 40 процентов расходов, за регионами – 33, а на муниципии придется около 27 процентов. Это вовсе не означает, что регионы и муниципии вдруг станут богаче. Это означает, что трансферты Минфина будут направляться не только субъектам РФ, но и напрямую муниципиям. Но при этом, подчеркнул на заседании ГС Путин, следует – вслед за ликвидацией нефинансируемых федеральных мандатов – "законодательно исключить саму возможность делегирования субъектам федерации и местному самоуправлению обязанностей, не обеспеченных финансированием".

Президент твердо дал понять губернаторам, что ему не нравится в системе межбюджетных отношений. Менее всего это нефинансируемые мандаты. Всегда приходится обещать "ботве" то, чего выполнить не можешь. Но вот ведь денежки-то на бюджетников нищим муниципальным образованиям присылает губернатор. И это залог его политического всевластия, гарантия автоматической переизбираемости. Именно потому Минфин готов давать деньги муниципиям сам, минуя губернаторов. Именно потому Путин на заседании ГС 23 октября решительно поддержал предложение правительства перевести кассовое обслуживание всех региональных и местных бюджетов в федеральное казначейство.

Кто поверит, что все эти финансово-административные ухищрения предпринимаются Кремлем только ради того, чтобы обеспечить "прозрачность отношений центра, регионов и муниципальных образований"? Совершенно очевидно, что Козаку поручено – на страх губернаторам – хорошенько отладить, смазать и отполировать президентскую вертикаль к предстоящим выборам. Чтобы все шестеренки в ней крутились, все пружины сжимались и разжимались, все приводные ремни были исправны. И чтобы отныне она содержалась в начищенном состоянии. Все остальное, право, не всерьез.

Иван Горяев, 23.10.2002


новость Новости по теме