статья Третье соборное послание Владимира

Ольга Романова, 18.04.2002
Путин зачитывает свое третье послание. Фото Reuters

Путин зачитывает свое третье послание. Фото Reuters

Каждый понимает президентские послания в меру собственной испорченности. Или, если хотите, в меру собственной беспорочности. Чиновники, политики и политологи обычно пытаются угадать, кто именно писал тот или иной абзац послания. Например, про послание Ельцина 1995 года говорили, что в реальности это было письмо Лившица Чубайсу. Видимо, про нынешнее путинское послание будут говорить, что это обращение Андрея Илларионова к правительству вообще и к Герману Грефу в частности. Причем Илларионов в своей части послания почему-то оставил без внимания вопрос укрепления или ослабления рубля, равно как и дискуссию о наращивании экспорта энергоносителей, и вовсе не затронул проблемы инвестиций или бегства капиталов. Почему - Бог весть.

Что касается рубля, то здесь, возможно, было решено дать новому главе ЦБ Сергею Игнатьеву хотя бы немного прийти в себя, а потом уже вступать или не вступать с ним в полемику. Что до нефти, так это вообще дело темное, а нефтяники у нас в последнее время стали политически грамотными и к власти лояльными, так что в указаниях с высочайшей трибуны они не нуждаются. А инвестиции Андрей Илларионов вообще не очень-то жалует, считая, что у России нет проблемы с инвестициями, а есть проблема с перевариванием того, что уже поступает в наш экономический организм. И бегство капиталов в этой связи Илларионов считает не злом, а благом, поскольку это бегство ведет к некоторому дефициту долларов на рынке и идет на пользу экономике, в особенности экспортной ее части. Президент сказал только несколько слов о банковской реформе, причем слов самого туманного свойства - дескать, нужна реформа, и все. А какая - ведь существует две противоположных концепции - не сказал.

Очень любопытной оказалась та часть послания, в которой говорилось о реформе естественных монополий. "Аккуратное" отношение к естественным монополиям", сказал президент, стимулирует их к повышению тарифов. Это раз. "Пора перейти к утверждению бюджетов инфраструктурных монополий" - это два. Видимо, утверждать эти бюджеты будет правительство. Тема эта совсем новенькая и явно требует подробной расшифровки. Которая, видимо, последует в ближайшее время.

Реформой ЖКХ президент недоволен - хочет конкуренции, а не банального повышения цен. Что до проблемы вступления России в ВТО, то "ВТО не абсолютное зло и не абсолютное добро, а инструмент". Кто умет пользоваться - тому хорошо, кто не умеет - тому плохо. А прошлогоднее сжигание чучела Грефа противниками вступления России в ВТО президент публично осудил. Дескать, это не метод.

С реформированием судебной системы у нас все хорошо, осталось дореформировать арбитражный суд, принять закон о прокуратуре и заняться "гуманизацией уголовного законодательства". Появилась и свежая проблема - рост экстремизма в отсутствие законов о борьбе с ним. Стало быть, надо такой закон принять. Еще надо принять законы про местное самоуправление, любить и холить СНГ, а также приблизить к территориям федеральные функции. Отнестись с пониманием к переписи населения, развивать ипотеку и принять новый закон о банкротстве.

Удивительно, но внешнеполитическая часть послания оказалась самой маленькой. Никаких ожидаемых сенсаций не последовало. Дескать, будем работать над улучшением качества наших отношений с НАТО. И все.

Зато часть про Чечню оказалась более откровенной. Главная фраза - про то, что раньше, еще год назад, мы пытались сосчитать, сколько боевиков противостоит федералам, а "сейчас нам неважно знать, сколько их. Нам важно знать, где они".

Главной проблемой послания оказался малый бизнес. Вернее, творческая предпринимательская активность дорогих россиян и злобные чиновники, которые мешают реализации творческих замыслов. Путин вспомнил свое знаменитое предновогоднее общение с народом в прямом эфире - "три четверти вопросов - это жалобы на чиновников".

Собственно, дебюрократизация была основной темой и прошлогоднего президентского послания. Оно начиналось с короткого отчета о проделанной работе. Президент заявил, что задача построения вертикали власти выполнена. Но главная тема прозвучала примерно так - бюрократы душат Россию. Чиновники, заявил тогда президента, "давят бизнес" и "получают отступные". Был провозглашен курс на дебюрократизацию.

В резких выражениях президент охарактеризовал судебную власть и провозгласил срочную необходимость самой что ни на есть либеральной судебной реформы. В ее проведении Кремль проявил завидное упорство и оперативность, несмотря на яростное сопротивление судейского корпуса. Поправки в судебное законодательство, урезающие права судей, были приняты спустя менее года с момента выступления президента. После послания Путина началась активная работа над процессуальным законодательством. Новые Гражданско-процессуальный и Арбитражно-процессуальный кодексы приняты Госдумой в первом чтении, а Уголовно-процессуальный вступит в силу уже 1 июля 2002 года.

В послании-2001 Путин недовольно сообщил, что решение земельного вопроса сильно затянулось, как и принятие трудового законодательства. В обоих случаях Госдума, несмотря на отчаянное сопротивление коммунистов, выполнила пожелание президента. Правда, Земельный кодекс был принят без главы, касающейся оборота земель сельхозназначения. Очевидно, что принятие этого закона стало возможным только после того, как левые потеряли контроль над аграрным комитетом в Думе.

В числе президентских инициатив, которые были упомянуты во втором послании, но так и не были реализованы, - федеративная реформа, касающаяся разграничения полномочий между центром и регионами в рамках их совместной компетенции, и административная реформа.

Первое послание Путина к Федеральному собранию, оглашенное 8 июля 2000 года, осталось единственным тематическим - оно называлось "Государство Россия". Путину тогда нужно не было отчитываться о проделанной работе, а только наметить задачи на год. Ну и еще ознакомить электорат со своим мировоззрением и задачами.

В первом послании президент выделил десять проблем. Говоря об экономическом блоке, Путин пообещал создать равные условия для всех и освободить предпринимателей от административного гнета, а еще говорил, что России нужна такая экономическая система, при которой ее благополучие не зависит от международных кредитов. Государство Россия, по словам президента, должно быть эффективным.

Наибольшее внимание было уделено налоговой реформе. Путин говорил о необходимости вывести доходы из тени, для чего нужно ввести единую ставку подоходного налога и снизить отчисления в различные фонды. В итоге в ходе налоговой реформы были введены единая ставка подоходного дохода в размере 13 % и регрессивная шкала единого социального налога. Последнее начинание Путина в этой области - снижение налогового бремени для предприятий малого бизнеса - сейчас рассматривает Госдума. Правда, сами малые предприниматели отчего-то бузят и требуют оставить их в покое с налоговыми нововведениями, которые призваны облегчить им жизнь - потому что получается все наоборот.

В своем первом послании Путин выразил обеспокоенность слабостью государства и разобщенностью власти. Он говорил о неразвитости гражданского общества, о том, что стране необходимы партии не чиновничьи, а пользующиеся массовой поддержкой и устойчивым авторитетом. Закон о политпартиях был принят Госдумой в июне 2001 года, а осенью прошлого года в стране появился Гражданский форум.

Неожиданным стало содержавшееся в первом послании предложение Путина выдвигать президента от установившихся в стране партий. Все поняли это заявление как намерение президента возглавить одну из российских партий, а именно "Единство". Но пока президент не торопиться взять на себя руководство медведями и присоединившимися к ним "Отечеством" и "Всей Россией".

В качестве "острой проблемы" в первом послании была названа сложная демографическая ситуация. Путин предупреждал, что через 15 лет россиян может стать меньше на 22 миллиона человек. Однако борьбу с этой перспективой правительство, видимо, считает бесполезной.

В начале своего президентства Путин говорил также о проблеме независимости СМИ от олигархов, реформе пенсионной системы, состоянии профсоюзного движения. Судя по последнему посланию, проблема свободы слова считается решенной. Пенсионная реформа правительством на сегодняшний день фактически похоронена. О профсоюзах же в Кремле каждый раз вспоминают в случае острой необходимости, когда нужно протолкнуть тот или иной спорный законопроект, затрагивающий права трудящихся.

Отдельная часть первого президентского послания Путина была посвящена укреплению единства России и наведения порядка в органах власти на всех уровнях. Речь шла о создании федеральных округов, изменении принципа формирования Совета Федерации и т.д. Вот уж что выполнено, то выполнено. Укрепление федеральной вертикали власти сейчас принято считать делом совершенно законченным, крайне полезным и весьма практичным.

Текст послания президента Федеральному собранию
Скелеты в путинских лапах (комментарий Ивана Горяева) - Грани.Ру, 18.04.2002
Примите дивное посланье - Грани.Ру, 03.04.2001
Судьба правительства: статьи по теме

Ольга Романова, 18.04.2002