Также: Экономика | Персоны: Ярослав Скворцов

статья Бюджетные деньги вкусно пахнут

Ярослав Скворцов, 20.02.2004
Деньги. Коллаж Граней.Ру

Деньги. Коллаж Граней.Ру

На этой неделе заместитель министра финансов, руководитель федерального казначейства Татьяна Нестеренко заявила, что до конца первого квартала Минфин планирует провести конкурс по выбору коммерческих банков, уполномоченных на проведение отдельных кассовых операций для федерального казначейства. Правда, пока министерство готово доверить комбанкам не расчетно-кассовое обслуживание, а операции с временно свободными остатками единого казначейского счета. По словам г-жи Нестеренко, уполномоченных назначат в тех регионах, где нет подразделений Банка России и расчетно-кассовым обслуживанием заниматься больше некому. Соответствующий приказ министра финансов Алексея Кудрина должен быть подписан в ближайшее время.

Любопытно, что всего месяц назад вопрос о допуске комбанков к обслуживанию бюджетных счетов, казалось, в очередной раз "зависнет": ведомство г-на Кудрина и Центробанк никак не могли согласовать порядок проведения тендера по отбору банков, достойных этого статуса. ЦБ, напомним, теперь особо ревнив в отношении банков, претендующих на особое положение: их стращают дополнительными строгими проверками и придирками. Взять хотя бы ситуацию с отбором банков, допущенных к системе страхования депозитов, т.е. просто к обслуживанию населения. Вот и в случае с новыми уполномоченными в Банке России не разделяют позиции Минфина, считающего, что органы федерального казначейства при необходимости могут прибегать к услугам коммерческих банков.

Но отступать ЦБ особо некуда: без уполномоченных не обойтись. Напомним, что в бюджете-2004 прописан порядок, согласно которому регионы, не получающие дотаций фонда финансовой поддержки, могут завести себе уполномоченных. Поясним, что система казначейского обслуживания не предусматривает процент по депозитным или текущим счетам; в случае обслуживания бюджетных средств в уполномоченных банках этот самый процент набегает. Как заметила в одном из интервью еще летом прошлого года Татьяна Нестеренко, "на счетах бюджетополучателей скапливаются огромные ресурсы, которые не приносят никакого дохода государству. Нам необходимо создать систему, повышающую эффективность управления бюджетными деньгами".

Выдумывать здесь что-то новое, правда, не нужно: как работает система банков, уполномоченных обслуживать бюджеты любых уровней, от федерального до муниципального, и Минфине, и сами банки забыть еще не успели. Стремление к получению статуса уполномоченного (а зачастую и борьба за него - ведь в уполномоченные брали далеко не всех желающих) стало для молодых российских банков в первой половине 90-х едва ли ни главным делом. Обретение банком такого статуса означало, что государственные органы с ним считаются, доверяют ему: кому попало деньги-то не отдают. Скажем, в Москве, где была одна из самых мощных систем банков, уполномоченных на обслуживание столичного бюджета, за уровнем финансового самочувствия уполномоченных пристально следил департамент финансов городского правительства. И если кого-то лишали статуса уполномоченного, такое решение звучало как приговор: у банка проблемы с ликвидностью, доверять ему не следует.

Именно в столице здесь система уполномоченных расцвела пышнее всего - непродолжительный "золотой век" пришелся на 1993–1995 годы. Здесь же ее и зарубили, задумав перебросить бюджетные счета в специально для этих целей создаваемый Московский муниципальный банк – Банк Москвы. Эксперимент с переводом двух основных счетов депфина на обслуживание в Главное управление ЦБ по Москве успехом не увенчалось: деньги ушли все к тому же Банку Москвы. После августа 1998-го его, правда, потеснил Московский банк Сбербанка России, который, будучи по статусу государственным, больше подходит на роль казначейского дублера.

И вот теперь у сторонников старой системы уполномоченности есть если не шанс, то во всяком случае надежда на возвращение части утраченных позиций: действительно: где-то в обозримом будущем за золотым веком должен последовать и серебряный...

Любопытное наблюдение: Банк России бьет рекорд за рекордом, накапливая жирок в виде валютных резервов, а позволить себе полноценную систему расчетно-кассовых центров, обеспечивающих нужды казначейства по стране на 100%, все никак не может. А может, попросту не хочет вытеснять комбанки с этой поляны полностью и окончательно?

Ярослав Скворцов, 20.02.2004