статья Государство, исцелись само!

Адам Кузнецов, 03.12.2003
Коллаж Граней.Ру

Коллаж Граней.Ру

2003 год стал рекордным по выплате дивидендов российскими корпорациями. Только две нефтяные компании, "ЮКОС" и "Сибнефть", в качестве промежуточных дивидендов выплатили своим акционерам свыше 3 млрд долларов США. На этом фоне результаты работы Минимущества РФ по наполнению федерального бюджета доходами от участия государства в капитале многих крупнейших акционерных обществ страны выглядят обескураживающе.

За 10 месяцев текущего года в качестве дивидендов государству перечислено в общей сложности 11 млрд рублей, или около 360 млн долларов США. Таким образом, государство получило в 10 раз меньше по сравнению с акционерами лишь двух нефтяных компаний, управляя при этом собственностью, которая по размерам капитализации и объему финансовых потоков существенно превышает суммарные показатели "ЮКОСа" и "Сибнефти".

Мизерность государственных дивидендных доходов очевидна и при другом сравнении. Доходы от участия РФ в совместном предприятии по добыче нефти во Вьетнаме "Вьетсовпетро", которое отнюдь не относится к лидерам мирового или даже регионального нефтяного рынка, за тот же десятимесячный период составили 14,3 млрд рублей, то есть на треть больше, чем дивидендные доходы от всей государственной собственности - в том числе в ОАО "Газпром", ОАО "АЛРОСА", РАО "ЕЭС России", ОАО "Роснефть" и других компаниях, играющих ведущую, а то и системообразующую роль в экономике страны.

Конечно, с экономической точки зрения, такое прямое сопоставление величины дивидендных выплат не вполне корректно, так как не учитывает многие текущие и фундаментальные особенности развития отдельных отраслей и компаний. И все же эти колоссальные различия безусловно свидетельствуют о неспособности государства воспользоваться дополнительными источниками финансовых поступлений, которые позволили бы более эффективно решать ключевые социальные задачи, а также снижать прямую налоговую нагрузку на бизнес.

Дивидендная политика большинства компаний, контролируемых государством, остается непрозрачной, а доля чистой прибыли направляемой на выплату дивидендов, в том числе в госбюджет, как правило, не превышает 15%. Так, по итогам 2002 года РАО ЕЭС выделило на дивиденды около 6% чистой прибыли, "Роснефть" – 17%, "АЛРОСА" – 10%, Аэрофлот – 10%. Остальная часть прибыли поступает в различные фонды компаний, а фактически - в распоряжение их менеджмента, так как традиционно акционеры в лице советов директоров осуществляют лишь поверхностный контроль за деятельностью правлений.

Такая болевая точка в экономической политике стала слишком очевидной и потребовала от госчиновников "защитных" действий, которые свелись к попыткам в течение 2003 года сформулировать и утвердить общие принципы дивидендной политики государства. Однако очередная попытка обсуждения этого документа на заседании правительства 27 ноября закончилась провалом, и он был направлен на дальнейшую доработку.

Впрочем, разумеется, вопрос не в наличии либо отсутствии некоей памятки для чиновников, предписывающей им, как собирать дивиденды в подвластных им компаниях. Дело в желании и способности государства осуществлять действительно эффективный контроль над своей собственностью в экономике. Как показывает практика, ни желания, ни способности тут не обнаруживается, а попытки изменить ситуацию наталкиваются на коррупционные интересы и отсутствие профессионализма.

Пути решения проблемы лежат не в ужесточении административного контроля и налаживании бюрократических механизмов "выдавливания" дивидендов, а в обеспечении необходимой прозрачности деятельности компаний, в повышении качества корпоративного управления, в том числе за счет развития института независимых членов советов директоров, а также в диверсификации состава акционеров.

Адам Кузнецов, 03.12.2003


новость Новости по теме