Также: Экономика | Персоны: Ярослав Скворцов

статья Осенью зелень желтеет

Ярослав Скворцов, 04.09.2001
Фото Lenta.Ru

Фото Lenta.Ru

Появление благодаря "Новым Известиям" слуха об отмене наличного доллара в России и горячее его опровержение со стороны "подозреваемого" в подобной инициативе главы Счетной палаты Сергея Степашина свидетельствуют лишь об одном: лето кончилось; отечественные финансы возвращаются к привычному для себя ритму жизни, связанному в том числе и с возникновением и столь же стремительным исчезновением самых причудливых версий, слухов и просто сплетен. Но за всяким слухом скрывается некий источник звука...

Первая версия: за попыткой возбудить в народе страх перед принудительным обменом скопленных в чулках долларов на "универсальные международные свободно конвертируемые дебетовые чеки" стоит ЦБ. А как иначе заставить привязавшихся за последние десять лет россиян ломануться в обменники и поддержать таким образом рубль? Заметим, к слову, что совсем недавно Банк России сообщил о снижении своих золотовалютных резервов. Пускай несущественном (по оценкам Неглинной) и временном (по тем же оценкам), но все же снижении. А если вспомнить, что согласно устоявшейся традиции укрепление рубля по отношению к доллару случается в России в разгар лета, а к осени доллар возвращает утраченные позиции и волноваться приходится уже о рубле, подобное поведение простых россиян было бы весьма кстати.

Добавим, что по мере приближения срока введения в большинстве европейских стран наличного евро вопрос о том, стоит ли держать накопления в заокеанской валюте, становится все актуальней. Так что возникни такой слух после 1 января 2002-го, подкованные сограждане "ушли" бы из доллара в единую европейскую валюту. Пускай и через рубль. Пока же им на рубле придется задержаться.

Версия вторая, не столь "психологическая". Ее уже высказывала экономист Лариса Пияшева, считающая, что возможность запрета на обращение наличного доллара в России действительно есть. По ее словам, вопрос этот поднимается в правительстве России с 1995 года. Мотивы очевидны: заставить потенциальных частных инвесторов раскошелиться, "влив" свои кубышечные сбережения в реальный сектор.

По наблюдениям экспертов, в последний раз столь остро вопрос поднимался в конце 1998-го, то есть пару месяцев спустя после кризиса. Правда, разговора о введении каких-либо новых финансовых инструментов тогда речи не шло. Теперь же все тем же экспертам наверняка будет занятно порассуждать о том, кто (ЦБ ли, Минфин ли?) и какого рода "универсальные международные (!) свободно конвертируемые (!!) дебетовые чеки" может в России выпустить.

Ярослав Скворцов, 04.09.2001