статья Труба зовет на битву

Иван Горяев, 13.01.2003
Фото с сайта www.russiajournal.com

Фото с сайта www.russiajournal.com

Премьер Михаил Касьянов с огромной свитой приехал в Мурманск, где 10 января провел совещание во ФГУП "Арктикморнефтегазразведка". На этом совещании он отправил в нокдаун руководство четырех крупнейших нефтяных компаний России, подписавших 27 ноября 2002 года меморандум о начале подготовки к строительству нефтепровода, способного ежегодно доставлять от месторождений Западной Сибири до экспортного терминала в Мурманске 60 млн тонн нефти. Здесь нефть планировали переваливать на танкеры и везти в США. Оценочная цена проекта – $3,4-4,5 млрд. Строить магистральный трубопровод должна была госкомпания "Транснефть", причем исключительно на правах оператора. На совещании представители "Сибнефти" и "ЛУКОЙЛа" от лица своего и партнеров по консорциуму – "ЮКОСа" и ТНК - доложили о готовности в ближайшее время приступить к разработке ТЭО. Для государства строительство частного нефтепровода обещало стать очень выгодным. Только налоговые поступления в федеральный бюджет, а также в бюджеты Ханты-Мансийского автономного округа, Республики Коми, Архангельской и Мурманской областей, по территории которых должна пройти Мурманская трубопроводная система, должны составить около $9,2 млрд. Плюс тысячи новых рабочих мест. Плюс заказы промышленности на примерно $1,1 млрд.

Взамен участники консорциума просили дать им право ни много ни мало самостоятельно устанавливать тарифы на прокачку нефти и регулировать доступ к собственной "трубе".

Однако Касьянов, нахмурившись, предложил привести проект в соответствие с действующим законодательством, оставляющим все магистральные нефте- и газопроводы в собственности государства. Иными словами, глава правительства запретил "Транснефти" участвовать в такого рода проектах в качестве только оператора. Тарифы останутся исключительной прерогативой "Транснефти". Регулирование доступа к трубе при любых обстоятельствах останется правом правительства и организуемой им профильной межведомственной комиссии. Любой трубопроводный проект получает "зеленый свет" лишь при условии, что в нем "Транснефть" сохраняет за собой контрольный пакет. Нефтяным компаниям остается только роль пассивных инвесторов. Их вложения, заключил премьер, "будут учтены при установлении для компаний тарифа на прокачку нефти".

Касьянова на совещании поддержали представители Минприроды и "Арктикморнефтегазразведки". На шельфе российской западной Арктики наряду с нефтяным Приразломным и газовым Штокмановским месторождениями открыто недавно еще и богатейшее Кольско-Каменское. Логично увеличить госрасходы на разведку в этом регионе, осваивать побыстрее эти месторождения, чем строить супердорогую магистраль из Западной Сибири, подчеркивают в Минприроды.

По оценке собеседника Граней.Ру в аппарате правительства, у логики Белого дома есть и "второе дно". Гнать нефть в США – дело политически выгодное. Быть может, тогда Вашингтон и закроет глаза на совместные нефтяные проекты России и Ирака. Лицензии на освоение Приразломного и Штокмановского принадлежат дочерним структурам "Газпрома". ТЭО на добычу в Приразломном, наряду с "ЛУКОЙЛом", готовит и "Роснефть". Хорошо бы, чтобы экспортом занимались приближенные к президентской команде компании – например, "Транснефть" и "Роснефть". Кроме того, резкое снижение инвестиционной привлекательности проекта Мурманской трубопроводной сети сделает куда более привлекательной стопроцентно государственную Балтийскую трубопроводную сеть, в которой опять-таки зафиксированы интересы ряда приближенных к главе государства структур и персон. Например, того же руководства "Газпрома".

И главное: ближайшее окружение президента Владимира Путина, нанеся удар по экспансионистским планам олигархов, отомстило за громоподобное поражение прошлого года, понесенное альянсом "Газпром"–"Роснефть"–"Межпромбанк" при попытке прибрать к рукам "Славнефть". А попутно – вновь зримо "равноудалило" олигархов. Касьянов транслировал волю президента, не более того.

Итак, все нефте- и газопроводы, которые строятся или будут построены в России, останутся в госсобственности. Это напрямую касается не только проекта Мурманской трубопроводной сети, но и проекта строительства магистрали Ангарск–Дацин стоимостью $1,7 млрд, о чем успешно ведут переговоры "ЮКОС" и китайская госкомпания CNPC; равным образом под касьяновское вето подпадает и проект компании "Русиа Петролеум", чьи главные акционеры – British Petroleum, ТНК и ХК "Интеррос" - планируют постройку газопровода от Ковыктинского газоконденсатного месторождения – опять же в Китай. Этот проект оценивается в $2-3 млрд.

Наконец, утверждает упомянутый собеседник Граней.Ру в Белом доме, неформальные советники президента убедили его, что в настоящий момент гораздо умнее сделать вид, будто Москва готова сосредоточиться на строительстве транссибирского трубопровода до Находки. С Дзюнъитиро Коидзуми на этот счет договорено. Денег даст. Банковать будет, разумеется, Белый дом, а свободолюбивым олигархам, желающим заменить собой "Транснефть", придется в этом "вкусном" проекте ходить в пристяжных. Что же до китайцев, то порт Находка от них недалече. Пусть подключаются, если хотят. И вообще – незачем позволять олигархам разбрасываться большими деньгами накануне выборов. Старт столь масштабных проектов сделает их слишком независимыми от правительства в предстоящие 15-16 "политически ответственных месяцев".

Иван Горяев, 13.01.2003