статья Пиво вместо кальяна

Владимир Боровой, 01.07.2004
Наташа Атлас. Фотос с сайта www.unesco.no

Наташа Атлас. Фотос с сайта www.unesco.no

Собираясь на концерт Наташи Атлас, я некоторое время потратил на необязательные размышления в стиле "кто же на нее пойдет?". По моим прогнозам публика на Наташе должна была разделиться на следующие категории. Первая: посетители пивного ресторана "Тиньков", пришедшие по адресу - выпить пива под музыку. Словосочетание "Наташа Атлас" они услышали впервые прямо на месте. Вторая категория: так называемые "нацменьшинства". Люди, которым по барабану неустаревающая "восточная" фишка и многочисленные связи Наташи Атлас с британскими электронщиками, зато они прекрасно понимают, о чем она поет, и воспринимают ее как "свою" поп-певицу.

Третья категория: фанаты этнической музыки, для которых Наташа Атлас – величина. У таких в фонотеке имеется если не ПСС певицы, то хотя бы популярный сборник ремиксов, а также – обязательно – два первых диска Transglobal Underground, где Наташа состояла штатной певицей и исполнительницей танца живота. Наконец, четвертая категория – нормальные тусовщики. Они вряд ли особенно увлекались наташиным творчеством, но имя на слуху. Значит, и концерт – хороший повод встретиться с друзьями и знакомыми, приобщившись заодно к артефакту мировой культуры.

Как показали дальнейшие события, я не учел только одну категорию людей, оказавшихся в "Тинькове" тем вечером: людей в сиреневых пронумерованных майках, занявших нижний зал ресторана. Участники корпоративной вечеринки Miscrosoft кучно сидели вокруг квадратных столов и на музыку, грохотавшую над головами, принципиально не обращали внимания. Так что я их правильно не учел.

К началу концерта танцпол был заполнен до отказа: все попытки пробиться ближе к сцене пресекались сплоченными группами зрителей. Сцену, где, кроме Наташи, находились басист, барабанщик за ударной установкой, барабанщик с набором этноударных и клавишник, извлекавший из своего синтезатора условно-восточные звуки, освещала цепочка синих и зеленых фонарей, отчего происходившее иногда начинало смахивать на репетицию самодеятельных музыкантов в глубоком подполье. Света было слишком мало. Зато по зрителям били вполне дискотечного вида стробоскопы и вертящиеся прожектора.

Не был идеальным и звук. Во всех отношениях замечательный человек в дрэдах, стоявший за пультом, слишком безжалостно прошибал самую середину толпы низкими частотами (на уровне инфразвука). Но не это самое страшное: самое страшное заключалось в чрезвычайно спокойном человечке, игравшем на клавишных. Собственно, его WK Original был единственным инструментом, образующим мелодический рисунок (за исключением наташиного голоса), и, видимо, поэтому звучал преувеличенно громко – перекрывая старания всех остальных музыкантов. Тембры же он выбирал настолько специфические, что они были бы к месту в паршивенькой турецкой забегаловке.

Когда же после пятой песни Наташа заявила, что сейчас Гамаль Авад (именно так, как выяснилось, звали клавишника), сыграет соло, начались пытки японским народным инструментом – синтезатором. Товарищ Авад минут десять кряду играл вполне аутентичные импровизации на арабские и турецкие темы. Слушать их было невозможно. Люди потянулись с танцпола и напали на барменов. Наступило время тусовщиков: они перемещались по ресторану, сталкивались, здоровались, целовались, перекрикивая настырного клавишника, сообщали друг другу подробности собственной жизни со времени последней вечеринки, отбывали за пивом, возвращались. Авад продолжал наяривать. Кто-то в панике покинул здание. Мы приготовились последовать примеру – на всякий случай – но тут вернулась Наташа.

Истомленные и напуганные затяжным соло зрители встретили певицу овацией и с того момента вели себя послушно: когда надо – кричали и апплодировали, когда надо – ритмично били в ладоши. Наташа и ее прекраснотелая бэк-вокалистка Джулианна Хиггинс последовательно выкладывали народу ритмичные композиции – все исправно плясали, а песенке про "Хабиби" даже стали подпевать. Наташа сбросила газовую накидку с блестками, в которую куталась с начала выступления, и принялась за танец живота. Правда, сам виновник торжества остался закрытым тканью блузки, что позволило одному из моих сопровожатых ядовито выразиться на тему танца грудей и задницы, который в данный момент нам подсунули под видом исконного belly dance.

Зато второый перерыв в пении, заполнять который оставили барабанщика по фамилии Симмс и перкуссиониста Али, оказался лучшим моментом концерта: клавишник молчал, басист курил вместе с Джули в дверях гримерки, а Симмс и Али показывали класс. То, что они вытворяли, на членораздельном языке неописуемо, потому что очень здорово и зажигательно: хотя часть публики по привычке побежала с танцпола, оставшиеся под барабанные пассажи плясали и гортанными возгласами выражали одобрение.

Вернувшись в новом наряде, отличавшемся от прежнемго чуть более смелым декольте, певица налегла на медленные вещи; зрители заволновались, поскольку в дело опять вступил неутомимый клавишник Гамаль Авад. Мотиваций остаться до самого конца было все меньше, но наиболее выносливые были вознаграждены парой быстрых треков под конец и фирменным атласовским улюлюканьем, которым завершилась основная часть концерта.

Музыканты ушли со сцены, отдельные слушатели тоже потянулись к выходу, но основная часть танцпола требовала "бисов". Как только крики толпы достигли нужного градуса, Наташа, уже довольная и улыбающаяся, выпорхнула на сцену и выдала последнюю композицию с сильно растянутой кодой – чтобы успеть представить всех музыкантов. Ее саму – "and here our magnificien Natasha Atlas!" – представил бессменный Гамаль. Наша компания, не потеряв ни одного участника, несмотря на тяжкие испытания постановила, что концерт удался, хотя многим и не хватило настоящего танца живота, а самый молодой из нас весь вечер строил глазки прекрасной негритянке Джули, но так и не смог завлечь ее выпить пива.

Владимир Боровой, 01.07.2004