статья Программа-минимум для киномана

Георгий Мхеидзе, 21.06.2002

По многим причинам, которые перечислять здесь вряд ли стоит, Московский кинофестиваль постепенно мутирует из официозного шоу, о котором помнится разве что Николсон на президентской даче, в интригующее действо, которое явно следует предпочесть вечернему просмотру видео с ужином на коленях. Синефилы торжествуют - наконец-то к ним вернулись полузабытые уже радости: очередь за билетами, давка на просмотрах, сидячие места в проходах "Пушкинского" и захлебывающиеся телефонные обсуждения с подругой после особенно запомнившегося сеанса. Все это к лучшему. Но чтобы потратить в беготне между кинозалами как можно меньше сил, стоит заранее понять, на что стоит обратить особенное внимание.

Разумеется, эта выборка (как и любая другая) весьма субъективна. Однако она имеет вполне благородную цель: объединить модное и важное. Главное - не отчаиваться, если последний билет на картину Миике, Эгояна или Муратовой ушел прямо из-под носа. Российские кинопрокатчики сейчас работают на высоком уровне, так что можно быть уверенным, что едва ли не все хиты многочисленных фестивальных программ можно будет спокойно посмотреть в полупустых залах обычных кинотеатров буквально через пару-тройку месяцев. Было бы желание!

Азия

Кадр из фильма "Счастье семьи Катакури" Главная приманка-новый фильм Такаси Миике, уже впечатлившего столицу тремя своими картинами, на наше счастье появившимися в прокате. Человек, которого несколько ведущих критиков (включая вашего покорного слугу) всерьез называют лучшим современным режиссером планеты, тут представлен прошлогодней черной комедией "Счастье семьи Катакури" про семейку убийц, на паях владеющую горным отелем, где они и истребляют посетителей. Хидэо Наката, потрясший несколько лет назад хоррор-индустрию своим "Звонком", демонстрирует Москве свой очередной "ужастик" "Темные воды" с несовершеннолетней упыркой и затопленным многоквартирным домом.

Кадр из фильма "Адрес неизвестен" с сайта www.miff.ru Корейская фестивальная звезда Ким Ки Дук, поразивший многие невинные души рыболовными крючками во влагалище героини "Острова", представляет экстремально жестокий "Адрес неизвестен" - тут, среди прочего, будут есть сына, расстреливать куриц и глотать проволоку. Не пропустите и другой фильм Ким Ки Дука - "Плохой парень". Это романс о барышне и хулигане на корейский манер, где влюбленный "браток" мстит объекту влечения за непроявленную взаимность, принуждая ее к торговле собственным телом.

Кадр из фильма "Синева" с сайта www.miff.ru Хочется увидеть также конкурсную лесбийскую "Синеву" Хироси Андо, своего рода "Покажи мне любовь" на японском, компьютерный боевик "Авалон", который снял с польскими актерами классик Мамору Осии, и комедийную сингапурскую трактовку "Ромео и Джульетты" - "Курино-рисовые войны". А вот и изюминки: феноменальный тайский кэмп "Слезы черного тигра", где невероятным образом сочетаются индийская мелодрама, вестерн и черная комедия, - кстати, тут еще и петь будут; "Как рыбки в воде" Ягучи Шинобу о мужской команде по синхронному плаванию (уже смешно!); и "Тихиро, унесенная призраками" патриарха добрых аниме и манга Хайяо Миядзаки, где девочка расколдовывает маму и папу, которых превратили в свиней.

Россия

Кадр из фильма "Кукушка" с сайта www.miff.ru "У русского кинематографа отличное будущее, потому что у вас существуют свои традиции и корни", - заявляет с первой страницы фестивального сайта король трэш- и кэмп-кино Роджер Корман. Кровавому классику можно верить: недавно он спродюсировал уже второй фильм, снимающийся по голливудскому сценарию на территории РФ (первым был прошлогодний "Гладиатрикс" с Чичериной в одной из главных ролей). В прошлом году отборщики фестиваля, по слухам, получили втык за непонятки с отечественной картиной, заявленной на конкурс. Исправились: на сей раз за драгоценную статуэтку Св. Георгия со змием борются целых три отечественных картины: драма Александра Рогожкина "Кукушка" о саамской крестьянке, в 1944 году приютившей у себя беглых пленников - финского снайпера и советского офицера; "Одиночество крови" Романа Прыгунова с блистательной Ингеборгой Дапкунайте и интригующим детективным сюжетом; наконец, "Чеховские мотивы" Киры Муратовой - интерпретацию малоизвестной пьесы классика работы одного из немногих подлинных мастеров отечественного кино. Кадр из фильма "Одиночество крови"  с сайта www.miff.ru

А помимо конкурса есть еще спецпоказ "Антикиллера" - безо всяких оговорок первого за историю отечественного кино реального боевика голливудского, а то и корейского уровня, где восхитительный Виктор Сухоруков (по фильму лидер подростковой банды, метящей не меньше чем в Валгаллу) сыграл свою, пожалуй, лучшую на сегодняшний день роль.

Америка

В ретроспективу Стэнли Кубрика решили взять пять картин, из которых на большом экране посмотреть явно необходимо две - "Космическую одиссею" за общую психоделичность, и "Широко закрытые глаза" - чтобы потом всем хвастаться, что видел ЭТО в кино. Из современников заслуживает внимания "Арарат" Атома Эгояна про геноцид армян; детектив Роберта Олтмана "Госфорд-парк" из жизни 1932 года - чистой воды Агата Кристи во весь широкий экран; и "Кошачье мяуканье" - версия гибели газетного магната Херста от Питера Богдановича. Из совсем новых многое обещает "Мир призраков" Терри Эвигоффа-экранизация культового андерграунд-комикса про старшеклассниц, попадающих в дурные истории.

Европа

Тут стоит отдать предпочтение новым картинам скандалистки Катрин Брейя: "Секс - это комедия", где режиссер обучает двоих актеров, как на самом деле надо играть сцену совокупления, и "Узкий пролив" о проблемах, которые может принести роман на борту парома. Никак нельзя пройти мимо "Экстремальной любви" итальянки Марии Мартинелли с порнозвездой Рокко Сиффреди - к слову, если его член на экране разглядеть не удастся, не отчаивайтесь, а лучше сделайте это дома: искомый объект давно уже служит муляжом для сотен пластмассовых копий, представленных в любом приличном секс-шопе.

Еще на фестивале можно убедиться, насколько Педро Альмодовар презирает мужчин - посмотрев "Поговори с ней". Блистательно-небрежный Аки Каурисмяки научит забывать все своим уже прогремевшим на европейских фестивалях "Человеком без прошлого", а англичанин Майк Фиггис покажет виртуозную работу на четырех экранах в своем триллере "Отель". А Карлос Саура вплотную занялся биографическими фантазиями о жизни своего гуру Бунюэля в картине "Бунюэль и стол царя Соломона".

Все остальное

Трудно не обратить внимание на "экзотическую" программу, которую курирует киновед (а в "пиратские" времена еще и блистательный переводчик, озвучивший русскими словами более 500 шедевров мирового кино) Алексей Медведев. Тут есть на что посмотреть: первый игровой фильм на эскимосском языке "Быстрый бегун" (экранизация легенд канадских инуитов); лесбийская интерпретация 52 раза уже экранизированной новеллы Мериме "Кармен-гей"; и "Убитые молнией" легендарного питерского трэш-маэстро Евгения Юфита, создателя школы "некрореализма", - черно-белый полуторачасовой трип в постапокалиптическую вселенную монстров, которые вряд ли могли появиться в воображении научного фантаста из благополучной Европы или Америки.

Радости и разочарования - Грани.Ру, 02.07.2001
Хорошо, но много - Грани.Ру, 04.07.2001

Георгий Мхеидзе, 21.06.2002