статья Сочинение ко Дню чекиста

Владимир Воронов, 20.12.2006
Сотрудники ФСБ. Фото с сайта ural.ru

Сотрудники ФСБ. Фото с сайта ural.ru

Очередной День чекиста страна встретила как всегда: герои торжества представили традиционный отчет о своих трудовых свершениях. Директор ФСБ Николай Патрушев, не сходя с боевой вахты, деловито отрапортовал об успехах ведомства - сначала в "Известиях", затем перед "руководителями ведущих российских СМИ".

В истекающем году пресечена деятельность 27 кадровых сотрудников и 89 агентов иностранных спецслужб. Всего "пресекли" 116 лазутчиков: в среднем получается по 2,23 шпиона в неделю. В разряд наиболее выдающихся достижений директор ФСБ внес и пресловутый "роман с камнем" начала года, когда в одну кучу смешали и неправительственные организации (НПО), и работающих под посольским прикрытием британских разведчиков, и некий камень-передатчик. Камень и британцы не пострадали, зато по НПО всыпали прямой наводкой, зачистив их почти под ноль. Впрочем, это очевидное достижение года Николай Платонович не афишировал.

По сравнению с прошлым годом урожайность шпионской нивы повысилась: в 2005-м, согласно прошлогоднему отчету Патрушева, была "пресечена деятельность 26 кадровых сотрудников и 67 агентов иностранных спецслужб". То есть тогда "пресекли" 93, а ныне 116; было всего 1,79 шпиона в неделю, а стало 2,23 - прирост почти на четверть! И эта тенденция характерна для всего времени пребывания г-на Патрушева во главе лубянской конторы, словно лазутчиков там и разводят: в 2004-м "пресекли" 18 кадровых сотрудников и 47 агентов, в 2003-м, соответственно, 14 и 37. А ведь еще в 2000-м чекисты собирали урожай более скромный - только 11 кадровых шпионов и 30 агентов. Таким образом, урожай-2006 составил целых 283% по сравнению с 2000 годом, с чем Николая Платоновича можно поздравить: таких выдающихся результатов не было даже при незабвенном Юрии Владимировиче Андропове.

Но это же и настораживает: несмотря на титанические усилия (или благодаря им?), шпионов и агентов становится все больше и больше (даже с учетом того, что в список "шпионов и агентов" при г-не Патрушеве были занесены люди из мира науки, дела которых явственно пахнут фальсификацией, - Владимир Щуров, Игорь Сутягин, Валентин Данилов, Оскар Кайбышев, Олег Коробейничев). Отсюда и вопрос: а что ищут в наших краях иноземные лазутчики, за чем охотятся? Если верить г-ну Патрушеву, предметом вожделений зарубежных рыцарей плаща и кинжала являются вовсе не военные тайны или научно-технические секреты. В декабре 2001 года Николая Платоновича возмущало, что "в настоящее время главное внимание иностранных разведок уделяется сбору информации, характеризующей процесс становления России как демократического государства в структуре мирового сообщества". В 2002-м директор ФСБ упрекает иноземцев в том, что они "занимались сбором информации о социально-политической и экономической обстановке в российских регионах, сотрудниках органов власти и управления, ходе выборов и так далее". Особенно грозно звучит это "и так далее", тем паче что страшное обвинение было брошено по адресу волонтеров американского Корпуса Мира: это ж надо чего удумали - выборами интересоваться! Похоже, Николай Платонович проговорился, обозначив болевую точку Кремля: нечего, мол, иностранцам совать нос в секреты российских выборных технологий.

В этом году праведный гнев чекиста номер один вызвал уже Датский совет по делам беженцев, сотрудники которого, по словам Патрушева, систематически пытаются осуществлять сбор "тенденциозной информации об общественно-политической, экономической и военной ситуации на Северном Кавказе, состоянии межэтнических отношений, демографических и миграционных процессов, возможности возникновения новых вооруженных конфликтов на религиозной и национальной основе".

Тут уж совсем запутаешься: то оказывается, что "процесс становления России как демократического государства" интересен только врагам и лазутчикам, то выясняется, что изучение "хода выборов" - гнусность, на которую способны только агенты. Теперь, выходит, шпионов интересует информация уже даже не эта, а "тенденциозная"? Впрочем, это тоже можно занести в разряд несомненных успехов (в том числе и подчиненных Николая Платоновича): значит, первые две категории данных уже не актуальны - нельзя же интересоваться тем, чего нет. Но и без наглядного роста урожайности шпионских нив тоже никак: нужно ведь чем-то объяснять раздувание аппарата и бюджета ведомства, рост его влияния на все сферы жизни общества, обретение прав и возможностей, превосходящих те, каковыми некогда обладал КГБ. А так все понятно: шпион идет косяком, враг везде.

Только вот со статистикой у г-на Патрушева не складывается. Например, в интервью "Известиям" 18 декабря Николай Платонович сообщил, что на Северном Кавказе "нейтрализована преступная деятельность более 40 главарей бандформирований". А 19 декабря, выступая перед руководителями СМИ, он назвал иную цифру: "В течение 2006 года российские спецслужбы в ходе 119 спецопераций на Северном Кавказе уничтожили более 100 главарей бандформирований". Это что, получается, всего за одну ночь разом еще 60 хаттабов зачистили? Да и откуда целой сотне главарей взяться - это ж тогда не менее пары тысяч боевиков воевать должно было (если за каждым хотя бы два десятка бойцов - не возводить же в "главари" тех, за кем от силы десяток был).

Между тем прежние данные (официальные!) были куда скромнее. В июле 2006 года Рамзан Кадыров заявил, что активных боевиков вообще осталось 50 человек. Ими что - сто главарей командовали? Окончательно все запутало официальное сообщение Национального антитеррористического комитета от 15 декабря: с лета этого года сдались, воспользовавшись амнистией, "470 участников бандподполья". А за пару недель до того военные насчитали в горах 700 действующих боевиков. Итак, вот вам задачка: дано 50 боевиков, 470 из них сдалось, еще и 100 главарей уничтожено, в результате в горах ныне... 700 боевиков. А тут еще НАК уточняет: "Факты сдачи боевиков задокументированы во всех республиках Северного Кавказа, Республике Саха (Якутия), Ставропольском крае, Астраханской, Ростовской и Иркутской областях, а также за рубежом". Чеченские боевики в Якутии и Иркутской области - слов даже нет. Так ведь еще и за рубежом! И рисуется эпическая картина, как отряды чеченских боевиков строем выходят из лесов, спускаются с гор, чтобы сложить гранатометы перед российскими посольствами в Брюсселе или Вене.

Но, как водится в секретных службах, о главном достижении своей службы Николай Патрушев скромно умолчал. Например, о том, что ныне, по данным московского Центра исследования элит, 78% ведущих политических фигур России - глав департаментов президентской администрации, членов правительства и депутатов парламента, руководителей федеральных структур, глав исполнительной и законодательной власти в регионах - в той или иной степени выходцы с Лубянки. Вот и сбылось пророчество Патрушева про чекистов как "неодворян". С праздничком.

Владимир Воронов, 20.12.2006