статья Удержать державу

Борис Соколов, 24.02.2014
Борис Соколов

Борис Соколов

Революция на Украине победила, причем этой победе в немалой степени, сама того не подозревая, способствовала путинская Россия. Если бы не давление Москвы на Януковича, вынудившее его отказаться от подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом, не возник бы Евромайдан. В Кремле всерьез надеялись, что после провала в Вильнюсе Украине будет некуда деться, кроме как вступить в Таможенный союз. Но кремлевские стратеги не учли, что к соглашению с ЕС стремился не только Запад Украины, но и значительная часть населения Востока страны, в том числе большинство местных олигархов. Москва, торпедировав соглашение об ассоциации Украины с ЕС, не только подорвала популярность Януковича у его потенциальных избирателей, но и осложнила его отношения с основными спонсорами, надеявшимися на беспошлинный экспорт украинских металлов в Евросоюз.

А дальше уже сам Янукович, совершая ошибку за ошибкой, помог революции победить. Он не сместил правительство Азарова в тот момент, когда это еще могло бы прекратить протесты. Президент отправил его в отставку лишь тогда, когда на меньшее, чем отставка президента, Майдан уже не был согласен.

Янукович попытался силой подавить протест, не имея для этого достаточно ресурсов. Он недооценил мощь, решимость, организованность и степень народной поддержки своих противников, собравшихся на Майдане. А потом и сам не заметил, как превратился в странствующего президента, с которым никто ни в стране, ни в мире не хочет иметь дела.

Чрезвычайное положение, без которого невозможно было подавить Майдан, нельзя было ввести без участия армии. А на позицию армии, несомненно, повлияли оглашенные 26 декабря 2013 года тогдашним министром обороны Павлом Лебедевым планы уволить из рядов вооруженных сил до 2017 года 10,3 тысячи офицеров с выплатой смехотворной компенсации. Подобное решение в разгар кризиса было просто безумным, и оно еще раз доказывает, что правительство Януковича неадекватно оценивало ситуацию.

Но главным фактором победы революции стала стойкость и самоотверженность тех, кто митинговал и сражался на Майдане. Здесь господствовало движение "Правый сектор", еще вчера мало кому известное. Оно объединяет крайне правых, крайне левых и анархистов и с недоверием относится к ведущим украинским политикам, включая бывшую оппозицию. Но на Майдане были и члены "Свободы", УДАРа и "Батькивщины", и ветераны-афганцы, и просто тысячи киевлян и приехавших в столицу Украины со всей страны. Среди погибших защитников Майдана есть не только выходцы с Западной и Центральной Украины, но и уроженцы Харькова и Керчи. Тех, кто не дрогнул под пулями "Беркута" и снайперов из Управления госохраны, воодушевляла идея независимости Украины и построения там украинского национального государства. Да, с точки зрения начала XXI века национальное государство во многом выглядит анахронизмом. Но таким государством Украина еще по сути никогда не была, и перед страной все еще стоит задача выработки общеукраинской идентичности в условиях, когда почти половину населения составляют русские или украинцы с родным русским языком.

А вот у противников Майдана не было никакой идеи, за которую стоило рисковать жизнью. Уроженцы восточных регионов, сражавшиеся в рядах "Беркута", никакой национальной идеей воодушевлены быть не могли - не считать же такой идеей стремление сохранить господство "донецкого клана". В Россию они не хотят, но и настоящими украинцами себя не чувствуют и украинского языка толком не знают. И самосознание у них скорее советское, чем украинское. А дравшиеся с ними бок о бок уроженцы Крыма, возможно, и хотели бы сделать полуостров частью России. Но для этого не было никакой нужды сражаться за Януковича, который крымский сепаратизм никогда не поддерживал. А бандиты-"титушки" участвовали в боях только за деньги.

Идея сепаратизма Юго-Востока Украины, которой пытались напугать революционный Киев, вылилась в жалкий фарс. Созвавшие съезд депутатов Юго-Востока с целью защиты "конституционного порядка" губернатор Харьковской области Михаил Добкин и мэр Харькова Геннадий Кернес сразу после съезда сбежали в Россию. Среди лидеров Восточной Украины пока что нет ни одного сколько-нибудь широко известного за пределами своего региона и способного заменить Януковича политика.

Сепаратистское движение в Восточной Украине без мощной подпитки со стороны России вряд ли может получить настоящее развитие. России же раскол Украины объективно крайне невыгоден: он стал бы почти тем же, чем был раздел Германии после Второй мировой войны. В этом случае между Россией и Западной Европой будет лежать крайне враждебное Москве западноукраинское государство, что неизбежно приведет к холодной войне между Россией и Западом. Такую же войну может спровоцировать и мини-раскол Украины – присоединение к России Крыма. В этом случае враждебным России окажется единое украинское государство.

Впрочем, объективная невыгодность для России развития событий на Украине по сепаратистскому сценарию вовсе не означает, что Москва не станет предпринимать шагов, направленных на раскол Украины или отделение Крыма. В конце концов, затевая подкоп под евроинтеграцию Украины, в Москве вовсе не предполагали вызвать этим падение Януковича. События на Украине развивались столь стремительно, что в действиях Кремля не просматривалось какой-либо определенной стратегии. Но это не значит, что в ближайшее время такая стратегия не будет выработана, и можно не сомневаться, что она будет направлена против новой украинской власти.

Евросоюз и США тоже не хотят раскола Украины и новой холодной войны. Именно вмешательство западных держав, пригрозивших введением санкций против первых лиц украинского государства и украинских олигархов, помогло остановить кровопролитие и способствовало фактической капитуляции Януковича. Но как раз невнимание Евросоюза к Украине в период, когда она подвергалась мощному российскому давлению в связи с ожидавшимся подписанием соглашения об ассоциации с ЕС, способствовало возникновению нынешнего кризиса. А оказывать серьезную помощь Украине Евросоюз и США смогут только в том случае, если на Украине установится стабильная демократия, а помощь пойдет на проведение насущно необходимых экономических реформ, а не будет, как прежде, расхищаться.

Несомненно, что для создания стабильной демократии на Украине необходимо сохранение единства бывших оппозиционных сил хотя бы на время проведения остро необходимых Украине политических и экономических реформ. Если раньше оппозиция была "трехглавым драконом" (Яценюк – Кличко – Тягнибок), то с освобождением Тимошенко дракон стал уже четырехглавым. И скорее всего ему придется обрести еще и пятую голову в виде отколовшихся от Партии регионов и внефракционных депутатов Востока Украины, без чьих голосов новая власть не имеет парламентского большинства. Депутаты-раскольники, по всей видимости, объединятся в новую партию во главе с Сергеем Тигипко. Раскол Партии регионов и образование на Востоке Украины новой партии, способной вступить в коалицию с бывшей оппозицией, является необходимой гарантией стабилизации политического положения на Украине.

Также для стабильности совершенно необходимо, чтобы в правительстве были представлены как Восток Украины, так и правая партия "Свобода", имеющая хоть какое-то влияние на радикалов Майдана. А самооборону Майдана надо как можно скорее интегрировать в состав силовых структур, иначе революция грозит продолжиться с непредсказуемыми последствиями.

Помимо создания широкой правящей коалиции, необходимо также реформировать конституцию 2004 года, к которой сейчас вернулась Украина. Прежде всего требуется четко разграничить полномочия президента, правительства и Верховной рады. Этого не было сделано в первоначальном тексте конституции, писавшемся буквально "на коленке" в разгар Оранжевой революции и представлявшем собой результат компромисса элит. Кроме того, необходимо столь же четко прописать в конституции положение об императивном мандате, согласно которому депутат, покидающий фракцию в парламенте, в обязательном порядке сдает свой мандат. Напомню, что после избрания президентом Янукович смог обеспечить себе большинство и установление антидемократического режима с помощью перебежчиков-"тушек" из "оранжевых" фракций.

Трудно сказать, насколько вероятен сейчас такой сценарий. Но только если силы украинских демократов будут стремиться к его осуществлению, можно будет надеяться на установление на Украине устойчивого демократического порядка.

Борис Соколов, 24.02.2014


в блоге Блоги