статья Поздний ум отцов

Александр Скобов, 30.08.2013
Александр Скобов. Кадр Грани-ТВ

Александр Скобов. Кадр Грани-ТВ

"Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования", – заявил епископ Барнаульский и Алтайский Сергий. При всем моем резко негативном отношении к РПЦ МП, к ее идеологии и практической деятельности, к той роли, которую она играет в сегодняшней России, хочу сказать, что это тот случай, когда к словам видного представителя церковной иерархии стоит прислушаться.

Нет, я не о том, что девушек надо было отпустить, и не о том, что так называемый "суд" над ними был не судом, а судилищем. Не надо быть ни юристом, ни епископом, чтобы понимать: приписанный девушкам мотив религиозной вражды, понадобившийся для превращения мелкой административки в уголовное дело, притянут за уши. Это издевательство над правом и здравым смыслом. Весь процесс беззаконен, "приговор" неправосуден и юридически ничтожен с момента вынесения, а судья, этот так называемый приговор вынесшая, – преступница. Так что в данном случае епископ лишь сказал очевидную вещь. Причем очень запоздалую.

Подобное выступление имело бы значение во время процесса. При всех своих средневековых взглядах на государство и право, РПЦ все же декларирует, что власть обязана действовать в рамках собственных законов. И прямой обязанностью РПЦ было разъяснять это своей пастве. Кроме того, во всех основополагающих программных документах этой общественной организации прямо прописана ее обязанность умиротворять сердца озлобленных. Выступления РПЦ в подобном ключе тогда могли очень существенно повлиять на общественную атмосферу, позволили бы избежать конфронтации, сделали бы невозможной беззаконную расправу.

Однако высшие иерархи РПЦ не только этого не делали, но прямо этой расправы требовали. И за нее они несут такую же ответственность, как и путинские опричники. Так что, как говорится, дорого яичко к Христову дню. Епископ Сергий – не какой-нибудь церковный диссидент. Он близок к нынешнему главе РПЦ и, по всей видимости, озвучивает общую позицию ее руководства. Того самого, которое совсем недавно морально санкционировало позорное судилище. Что-то не очень верится во внезапное просветление церковных мракобесов.

Конечно, дело не в том, что в иерархах РПЦ внезапно проснулась христианская совесть. Как и тогда, дело в чистой политике. И не случайно как раз в эти дни с открытым письмом к Надежде Толоконниковой обратился не кто-нибудь, а сам Всеволод Чаплин, один из самых реакционных идеологов нынешней РПЦ. Он больше других сделал для подведения моральной базы под издевательский приговор, теперь же умиляется стойкости Толоконниковой, ее готовности пожертвовать земным благополучием ради идеи, ее способности сохранять внутреннюю свободу. Нужно ему это всего лишь для того, чтобы пожелать участнице панк-молебна сохранять свою внутреннюю свободу в том числе и от тех, кто окружит ее после выхода из лагеря.

Верхушка РПЦ не может не понимать, какой морально-политический урон нанес ей процесс Pussy Riot, превративший девушек в символ противостояния церковному мракобесию. И перспектива продолжения этого противостояния ей совсем не улыбается. Похоже, Патриархия ищет пути помириться с девушками.

Мириться ли с верхушкой РПЦ и если мириться, то в какой форме – их личное дело. Но если РПЦ действительно хочет прекращения противостояния в обществе, мириться ей придется не только с девушками, а и со всеми теми, кто глубоко оскорблен средневековым судилищем и ролью церковных иерархов в нем. И признание этого судилища беззаконием с правовой точки зрения и дикостью с точки зрения морали – непременное условие.

В любом случае примирительные шаги надо приветствовать. Особенно если они помогут Толоконниковой и Алехиной выйти хотя бы на пару месяцев раньше. Примирение всяко лучше войны. Да, яичко дорого ко Христову дню, но верна и другая поговорка: лучше поздно, чем никогда.

И повторю еще раз. К некоторым словам епископа Сергия стоит прислушаться. И взять их как руководство к действию. Я имею в виду слова о том, что девушкам следует компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Когда государство признало незаконными политические репрессии, оно выплатило бывшим политзаключенным денежную компенсацию. Сегодня гражданское общество в состоянии сделать это без государства, через голову государства и вопреки государству. Признать вынесенный государством приговор неправосудным и компенсировать его жертвам каждый незаконно отсиженный месяц. И не по минимальной, а по средней зарплате. Собрать через Яндекс-кошельки. На митинги больше собирали.

Сбор средств на адвокатов, помощь семьям политзаключенных – это само собой, это одно дело. А здесь дело другое. Это не просто выражение общественной солидарности и поддержки. Это публичное унижение всей системы вынесения неправосудных приговоров и лично тех людей, которые эти приговоры выносят. Весьма болезненное для них унижение. Это средство противодействия политическим репрессиям, снижающее их карательную силу и эффект устрашения. Это один из немногих остающихся еще у общества ненасильственных, бескровных способов давления на власть. И грех им не воспользоваться. Начать с Pussy Riot, продолжить "болотниками".

Что же касается РПЦ, то если она действительно осознала свой грех и раскаялась в нем, у нее есть прекрасная возможность этот грех искупить, поучаствовав в программе. Чай не обеднеет.

Александр Скобов, 30.08.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме