статья Не слушает, руля

Виталий Портников, 01.06.2012
Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

Виталий Портников. Фото А.Карпюк/Грани.Ру

"Власть внутри страны уже ничего не слышит, поэтому мы считаем необходимым выходить на международный уровень". Так заявил кинорежиссер Валерий Балаян, один из тех, кто требует освобождения режиссера-документалиста Василия Богатова, задержанного во время съемок акции протеста на Петровке.

Интуиция не подвела режиссера: российская власть действительно не хочет больше слышать своих граждан. Наслушалась. Напереживалась во время многотысячных митингов на Болотной и в прочих мерзких местах. И теперь хочется добиться главного - чтобы они испугались и перестали мельтешить. Именно поэтому никто не обращает внимание на подписи известных деятелей российской культуры, требующих освобождения Богатова. Именно поэтому очередную акцию 31-го числа на Триумфальной разгоняют с особым цинизмом - чтобы не мешали пешеходам.

Я никогда не понимал, честно говоря, чем им мешает эта акция. Ведь когда толпы вооруженных до зубов омоновцев нападают на несколько десятков хлипких интеллигентов, собравшихся на площади, - это самое живое доказательство смертельного страха бессмертной власти. Когда ради того, чтобы эти несколько десятков не собирались на Триумфальной, ее начинают ремонтировать - это уже помешательство. Но теперь, после митингов на Болотной, впору закрыть на ремонт саму Москву.

И борьба с участниками "акции-31" в этой ситуации выглядит просто еще одной демонстрацией неадекватности тех, кто управляет Россией. Такой же, как комедии с рокировкой, с президентскими выборами, с передачей премьеру "Единой России", с Рюриковичем на Урале. Власть, наверное, думает, что она выглядит грозной и солидной, - а на самом деле кажется смешной и бессмысленной. Никто не мешает, конечно, предаваться мечтанием о людях, которые спрячутся на кухнях и успокоятся на ближайшие 12, а то и 18 лет. Но даже такими, кухонными людишками, нужно уметь управлять. Советская власть благополучно загнала всех на кухни с пересадкой в ГУЛАГе - и все же развалилась еще тогда, когда граждане боялись судачить о ее грядущем крахе в телефонных разговорах. Кто гарантирует власти постсоветской, что с ней не случится иначе?

Все те решения, которые российское руководство принимает после митингов в Москве и избрания Путина президентом, - это не укрепление власти, это потеря управляемости страной. Невозможно долго игнорировать происходящее в обществе - и считать, что все будет по-старому, просто нужно увеличить количество бойцов ОМОНа. И это при том, что экономическое положение России нельзя сравнить с ситуацией, когда цементировалась современная российская власть: нефть падает, рубль дрожит - и никто не знает, что будет с экономикой уже через несколько месяцев.

Власть, которая хотела бы выстоять в этой непростой ситуации, должна стремиться если не к доверию, то хотя бы к диалогу. Но диалог - это не ОМОН, это что-то совершенно другое, находящееся где-то далеко, за границами веры в свое могущество и комплекса чиновничьей неполноценности, причудливо сочетающихся в головах российских демиургов. Да, я понимаю, что иначе они не умеют, но обязаны научиться. Просто из чувства самосохранения им следует вытащить затычки из ушей.

Виталий Портников, 01.06.2012