статья Встречные планы

Александр Подрабинек, 23.05.2012
Александр Подрабинек. Courtesy photo

Александр Подрабинек. Courtesy photo

Что-то ничего не выходит с демократией на просторах бывшего СССР. Успешно выбрались из советской ямы только балтийские республики, да Грузия, похоже, выкарабкивается на твердую почву. Остальные либо зависли в неопределенности, либо постепенно съезжают обратно. Белоруссия и Туркмения уже на дне, скоро финиширует Россия, а за ней и Украина. Таков хоть и мрачный, но очевидный прогноз, если, разумеется, общество не предпримет сверхусилий в нужном направлении.

Тех, кто когда-то платил своей свободой за то, чтобы наша огромная страна освободилась от коммунизма и обратилась лицом к демократии, сегодняшние процессы на бывшей одной шестой, мягко говоря, удручают. Ощущение недоделанной работы, не сделанного последнего шага смущает многих бывших диссидентов. Тяжело констатировать, что дело, об успехе которого когда-то даже и не мечталось, чуть-чуть не дотянув до победы, близится к проигрышу.

С этими мыслями собрались на минувшей неделе в Симферополе 19 бывших советских политзаключенных и диссидентов. 18 мая они приняли участие в траурных церемониях, посвященных 68-й годовщине депортации крымских татар. Среди приехавших были такие легендарные советские политзаключенные, как Наталья Горбаневская, Владимир Буковский, Мустафа Джемилев, Сергей Ковалев, Василь Овсиенко. И хотя в Крым участники встречи приехали из Украины, России, Армении, Эстонии, Польши, Франции и США, основное внимание уделялось положению в Украине и России. К сожалению, от того, что будет происходить в двух этих странах, во многом зависит и судьба остальных постсоветских республик.

В отношении политической ситуации на постсоветском пространстве мнения особо не различались. Практически все были единодушны в том, что драматической ошибкой 90-х годов стал отказ от люстрации, суда над коммунизмом и тщательной декоммунизации. Отсутствие необходимых очистительных процессов позволило бывшим функционерам компартии и КГБ вернуться во власть. Преемственность советских методов управления с каждым днем становится все очевиднее.

Больше споров возникало по поводу возможностей влиять на ситуацию. Следует ли распространять свои усилия на ныне существующие коммунистические режимы или ограничиться теми странами, где коммунизм уже рухнул? Должны ли бывшие советские правозащитники и политзаключенные принимать на себя функцию координаторов правозащитного движения в посткоммунистических странах? Мнения на этот счет были самые различные.

При обсуждении документа по Украине возникли споры о том, уместно ли рассчитывать на поддержку крымских татар со стороны общеевропейских организаций. Бывший политзаключенный Иосиф Зисельс призвал сосредоточиться на собственных усилиях, не слишком полагаясь на внешнюю поддержку. Владимир Буковский высказался скептически по поводу возможностей Евросоюза и ПАСЕ. Между тем другие участники встречи приводили примеры положительного влияния общеевропейских структур. Мустафа Джемилев упомянул о помощи Евросоюза в решении проблем крымскотатарского народа.

В ходе дискуссии о положении в России автор этих строк возражал Владимиру Буковскому, полагающему, что временный союз между демократами и прокоммунистическими силами в антипутинской коалиции вполне уместен. Остался невыясненным вопрос, насколько такая позиция согласуется с идеей декоммунизации.

Впрочем, нерешенных проблем осталось много. Участники встречи договорились обсудить их позже, для чего учредить Крымский форум политических узников коммунистического режима и правозащитников. Проводиться он будет ежегодно в Крыму, вероятно, в начале осени. Первый форум намечен на сентябрь-октябрь этого года. Техническую организацию форума взял на себя Меджлис крымских татар. Создана рабочая группа, которая подготовит концепцию форума и определит его участников.

Общие документы, несмотря на острые и порой весьма эмоциональные споры, все же приняли: об учреждении Крымского форума и по ситуации в России и Украине. Таким образом, бывшие политзаключенные и диссиденты намерены дать еще один бой недобитому 20 лет назад авторитаризму. Остается вопрос: станет ли этот бой последним и кто выйдет победителем?

Александр Подрабинек, 23.05.2012