статья Свара за мир

Николай Митрохин, 07.09.2015
Николай Митрохин. Фото из личного архива

Николай Митрохин. Фото из личного архива

Сегодняшнее положение дел в квазигосударствах ДНР и ЛНР можно охарактеризовать щедринской фразой: "Добрые люди кровопролитиев от него ждали, а он Чижика съел". Еще месяц назад СМИ, аналитики и широкая публика ожидали нового этапа боевых действий. Стрельба шла по всему фронту почти как в феврале, а в прессу ежедневно шли утечки о планах обеих сторон скоро перейти в наступление. А что мы видим сейчас? Порошенко объявляет, что на фронте целую неделю мирно как никогда, а из ДНР сообщают о задержании и принудительной отставке председателя Народного совета ДНР Андрея Пургина и объявлении в розыск начальника аппарата "парламента" Алексея Александрова.

Связаны ли эти новости друг с другом? Еще как! Обойдемся без банальной сентенции о революции, пожирающей своих детей, и попробуем разобраться в ситуации.

Что мы знаем об Андрее Пургине? Как и о многих других лидерах пророссийских боевиков - немного. Сорокатрехлетний уроженец Донбасса, полноватый бородач, он вроде бы учился в Донецком политехе, потом торговал в скобяной лавке. Известно, что он еще в середине 2000-х стал одним из первых пропагандистов проекта "Донецкой народной республики". Это был последний представитель идейных сепаратистов в руководстве ДНР и ЛНР. Пургин не желал мириться с минскими соглашениями и очевидным образом не был согласен с тем, как их реализация пошла в течение последних месяцев.

Об Алексее Александрове известно еще меньше. Этот немолодой человек, сильно похожий по речам и осанке на отставного офицера-политработника, был среди активных русских националистов в Донецке. До весны 2014 года он состоял главным редактором издания "Русский мир - Украина" и был в числе горячих поклонников российского публициста Александра Дугина. В отличие от "просто сепаратиста" Пургина, Александров в своих редких публичных выступлениях предстает ныне как человек национал-социалистических взглядов. Он настаивает на продолжении революции, борьбе с "украинством" как идеей, отъеме собственности у олигархов и продолжении наступления на южные регионы Украины.

Как и Пургин, Александров до лета прошлого года занимал высокие должности в так называемом правительстве ДНР, однако затем оба были выброшены с хлебных мест на престижные, но номинальные посты в "парламенте". Это случилось после смещения спикера Бориса Литвинова, уличенного в заговоре с целью свержения "премьера" ДНР Александра Захарченко. В начале этого года Литвинов был освобожден из-под ареста и пропал из поля зрения журналистов.

В середине июля я писал о том, что и рядовые боевики, и солдаты российской армии испытывают от войны усталость и разочарование. Этим, на мой взгляд, объяснялись постепенные территориальные уступки со стороны сепаратистов, которые уже не имели физических ресурсов, чтобы держать передовую, а потому шли на создание различных нейтральных зон, а то и на прямую сдачу наиболее простреливаемых украинскими военными позиций.

В последующие недели могло показаться, что мой анализ неверен: перестрелки возобновились с куда большей интенсивностью. Однако вскоре напряжение спало, а в начале сентября на свет божий вылезли и вовсе удивительные подробности. Оказывается, наиболее боевые командиры ДНР провели август (не очень ясно, по своей ли воле) в Ростовской области. А ЛНР уже намечает конкретные сроки (в ноябре) передачи контроля над границей украинской стороне. А некоторые авторитетные полевые командиры публично советуют своим сторонникам, желающим вернуться в Россию, начинать собирать вещички. И все это на фоне реализующих минские соглашения законодательных инициатив Порошенко по децентрализации.

И вот еще, разумеется, не финальный, но громкий аккорд: два наиболее влиятельных политических противника Минска в ДНР подвергаются репрессиям. Одного из них - Александрова, имеющего, по всей видимости, российское гражданство, - ДНРовские гэбисты хотели просто оставить в России, чтобы не мешался под ногами и не пакостил по мелочи (это его подозревают в недавнем "сливе" украинской стороне документов, разоблачающих криминальный бизнес донецкой верхушки).

Все это, на мой взгляд, говорит о том, что давно обсуждавшаяся экспертами идея трансформации ЛДНР в "большое Приднестровье" обретает реальные очертания. Путин, похоже, теряет интерес к ставшей неинтересной, политически опасной и дорогостоящей игрушке и переключается на новые острые развлечения. В СМИ и соцсетях сейчас оживленно обсуждается не судьба скучного и малоизвестного широкой публике Пургина, а информация об участии российских военных в боевых действиях в Сирии. Она скорее всего и станет новым хитом российского интернета. Ведь ни тяжелая, но относительно мирная жизнь полуразрушенного Донбасса, ни участь бывших руководителей "антифашистского" парламента, выплевывающих остатки зубов "на подвале", публику не интересуют.

Николай Митрохин, 07.09.2015


новость Новости по теме