статья Исходя из ситуации

Николай Митрохин, 20.07.2015
Николай Митрохин

Николай Митрохин

Объявленное на днях назначение Марии Гайдар заместителем губернатора Одесской области по социальным вопросам вызвало в России мощную волну откликов. И ладно бы это были одни дежурные комментаторы от партии власти. От своей бывшей соратницы поспешил откреститься либеральный кировский губернатор Никита Белых, а затем одна из последних остающихся во власти умеренных прогрессисток Элла Памфилова предложила наказать Гайдар рублем, отобрав у ее фонда президентский грант.

Отчего же так? Эмиграция россиян, в том числе известных, в Украину по политическим мотивам, казалось бы, не новость. Наряду с десятками рядовых политических активистов, скрывающихся там от преследования российских властей, в Украине нашли работу многие ведущие российские журналисты, сохранившие демократические убеждения и не желающие подстраиваться под усиливающуюся цензуру. Недавно было объявлено, что на работу в самый крупный украинский телеканал - "Интер" - переходит молодой, но уже завоевавший себе имя в профессии журналист Тихон Дзядко.

Долгое время российские власти и официозные СМИ игнорировали это явление. Впрочем, в воскресенье на канале "Россия-1" прошел пропагандистский сюжет, в котором сотрудники государственного ТВ "разоблачают" коллег, перебравшихся в Украину. Однако этот дежурный "наезд" несопоставим с реакцией на назначение Гайдар. Значит, оно задело за живое российскую политическую элиту. Чем же именно?

Конечно, это назначение воспринимается как "предательство" по отношению к тем членам команды Егора Гайдара, которые прочно вросли в путинский политический класс и смирились с теми условиями, которые питерские чекисты предложили либералам-экономистам. Они согласились творить разумное, доброе, вечное на отведенных делянках и не совать нос в реальный политический процесс. Потом пришлось соглашаться и с сумасшедшей Думой, и с истеричными пропагандистскими кампаниями, и с агрессивной антизападной внешней политикой, и с фактической отменой выборов, и с цензурой, и с запретом на профессию для многих журналистов, политиков и ученых. При этом к простой эмиграции несогласных с переходом на академическую работу на Западе относятся спокойно - в конце концов, крупный чиновник с либеральным прошлым не исключает для себя судьбы Сергея Гуриева или Сергея Алексашенко. Однако принятие эмигрантом государственного поста в другой стране - это слишком явный признак того, что в современной России что-то неладно. И в этом отношении переход на работу в одесскую администрацию под руководством Михаила Саакашвили - это двойная пощечина российским чиновникам.

Напомню, что за последние полтора года российские власти инициировали сразу два крупных проекта построения "другой России" - свободной от чиновничьего гнета, c либеральными принципами построения экономики, стремящейся к социальной справедливости, с действующими социальными лифтами. Один, менее известный, реализовывался в Крыму, который должен был, по мысли либеральных чиновников, стать для страны чем-то вроде экономической Мекки. Из этой затеи ничего не вышло. Другой проект, более "народный", был запущен в Донбассе. Во что он превратился - об этом много пишут в своих блогах идейные фрики, растерявшие своих соратников и командиров в бесконечных междоусобицах, связанных с дележом награбленного. А возглавлявший "социалистический эксперимент" в луганской степи Алексей Мозговой машет им из ада рукой.

А между тем новости, поступающие из Одессы, не могут не радовать сердце российского либерала и демократа. Реальная борьба с коррупцией, с зажравшимися чиновниками, с бюрократией, построение нового - по уже опробованным в Грузии и действенным методикам, привлечение молодых специалистов на высокие посты - и все это, при всем уважении к Украине и украинцам, делается на русском языке и в преимущественно русскоязычном городе. И по благословению главы русских националистов города - митрополита Одесского УПЦ МП Агафангела (Саввина). А теперь главный реформатор постсоветского пространства заполучил к себе в помощники дочь главного российского реформатора. И тем подсказал выход тысячам российских граждан, в том числе государственных чиновников, чьи политические убеждения уже сейчас реально препятствуют их карьерному продвижению.

А что если проект Саакашвили по преобразованию Одесской области будет успешен? Как может быть использована его новая команда? Что если не одна Гайдар, а десятки и сотни россиян получат возможность проявить себя в крупных государственных проектах в соседней стране? И как на их фоне в конце правления Путина будут выглядеть те бывшие либералы, кто запятнал себя сотрудничеством с режимом? Не об этом ли думают Белых и Памфилова, с пеной у рта обличая Гайдар?

Николай Митрохин, 20.07.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме