статья Шайтан-борьба

Илья Мильштейн, 18.01.2016
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Анна Политковская занималась журналистскими расследованиями, рассказывая о преступлениях российской армии в Чечне. Ее убили, и среди осужденных уроженцы этой кавказской республики. Включая киллера.

Борис Немцов собирал миллион подписей против войны в Чечне. Его расстреляли, и среди подозреваемых бойцы кадыровского спецподразделения. Начиная с киллеров, которых уже двое.

Владимир Путин, используя для достижения власти методику мобилизации, развязал вторую чеченскую войну. В ходе которой погибли до 25 тысяч мирных жителей тогдашней Ичкерии. При этом чеченцы поголовно голосуют за Путина, а руководство республики ведет ожесточенные дискуссии с противниками российского президента. Объявляя их "врагами народа", "национал-предателями", "карманными проплаченными марионетками", "деятелями-шайтанами" и еще по-всякому.

Да, и картина будет неполной, если не сказать, что за убийцами Политковской и Немцова маячит, отбрасывая жирную тень, указанное выше руководство. Подводя предварительные итоги дискуссиям, общественность публикует открытое письмо, в котором призывает к немедленной отставке Рамзана Кадырова, и все понимают, что никуда он не уйдет, и скандал продолжается. Громкий, безнадежный, бесконечный.

Скандал привычный, трафаретный, неизбежный. Абсолютно понятный конфликт, в котором безоружным людям противостоят люди очень хорошо вооруженные. Совершенно ясный спор, основанный на столкновении взглядов: европейских и тех, что принято называть изуверскими. Отсюда и непримиримые противоречия. Демократы полемизируют с патриотами, и то, что либеральные идеи в этих диспутах отстаивают преимущественно москвичи, а бескомпромиссную борьбу с ними ведут представители чеченских элит, давно уже никого не удивляет. Так сложилось исторически.

Сперва одна война, потом вторая, и вот уже в Чечне мир, порядок, стабильность. Сперва один Кадыров, после другой, и нет уже у русского царя союзника ближе и верней, чем Рамзан Ахматович с его эскадронами пехотинцев. Сперва один миллиард, затем пятый, десятый, и мы догадываемся, что так действует договор, заключенный между Москвой и Грозным, где прописаны кровная связь чеченского национального лидера с российским и федеральное кормление в обмен на лояльность. Такова цена стабильности, что бы это ни значило, в России и в Чечне, и несчастных земляков Кадырова не в чем вроде упрекать и не о чем спрашивать. Им был предложен незамысловатый выбор: жить с теми, кто присягнул на верность Кремлю, или умирать под бомбами федералов, и они выбрали, а некоторые из них пошли служить в батальон "Север", беспрекословно исполняя приказы начальства.

Все, говорю, понятно, но только до поры. До той минуты, когда вдруг отбрасываешь политологию и размышляешь о происходящем, словно в первый раз. Когда включаешь обычную человеческую логику, забывая о бесчеловечной. Когда отказываешься понимать очевидное и вопрошаешь неизвестно кого: как же так?

Политковская вступалась за чеченцев, а ее убил, если верить приговору Мосгорсуда, Рустам Махмудов. Немцов собирал подписи, пытаясь спасти целый народ, а его расстрелял, если верить следователям, Заур Дадаев. Либо покойный Беслан Шаванов, если верить Анзору Губашеву, еще одному подельнику. Более того. Среди тех, кто подписывает ныне письмо с требованием отставки Кадырова, все сплошь гуманисты, и когда бы от них или их единомышленников что-нибудь зависело, то никаких войн российско-чеченских не было бы и в помине. Ни первой, ни второй. И десятки тысяч чеченцев, и тысячи русских остались бы живы, потому что Россия была бы другой.

Так чего ж им неймется - Рамзану Кадырову, Магомеду Даудову, Адаму Делимханову? За какую Россию воюют с безоружными и несистемными? Кому они мстят, убивая или угрожая?

Политические расклады ясны, тут не о чем спорить. Без Путина нет ни России, ни в особенности Кадырова, и верные пехотинцы национального лидера бранят-казнят шайтанов всюду, где только заприметят. Заодно лишний раз и очень убедительно демонстрируя свою дикую преданность государю. Прозрачны и экономические мотивы. Грозненские элиты куплены все, сверху донизу, и за эти льготы готовы перестрелять из золотых пистолетов любых смутьянов. А кто там защищал чеченцев и кто бомбил - это детали, давно позабытые. Простая лиса, понимаете ли, перегрызая горло, не разбирает, где кровь, где тенор.

Однако проглядывает в этой тотальной ненависти и другая логика, на свой лад человечная, хотя и безумная. Не любить Путина нельзя, это смерти подобно, оттого будем отыгрываться на тех, кто слабее. Кто нас якобы защищал, но ведь не защитил... да и вообще все вы одним миром мазаны, шайтан-болтаи. Просматривается ненависть к государству, с которым жить, и к народу, равнодушному в целом к чужим страданиям. Мол, вы нас вбомбили в средневековье, а мы вместе с вашим Владимиром Владимировичем учредим по всей Руси такой магометанский в широком смысле рай, что еще помянете свободную Ичкерию добрым словом, да поздно. Не будет вам ни Конституции, ни прочих европейских чудес, а только варварство, страх и террор.

И если таков замысел, то надо признать, что россияне в лице своих народных избранников охотно и радостно откликаются на эти призывы. Вчитываясь в законы, принятые и подписанные в последние годы, легко постигаешь, куда движется большая страна. Не говоря уж о войнах, горячих и холодных. Одичание идет полным ходом, но едва ли тут следует сваливать вину на чеченцев. При всей пассионарности местного руководства это было бы невозможно без вдохновляющей поддержки государствообразующего начальства, и в раскаленных строках, опубликованных на сайте "Грозный-Информ", акцент почти не чувствуется. Написано как под диктовку.

Илья Мильштейн, 18.01.2016


новость Новости по теме