статья Заговор зубов

Илья Мильштейн, 22.06.2015
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Безмятежность и эмоциональность - черты противоположные, но в этом человеке они уживаются легко. Все зависит от обстоятельств. Если какой-то солдатик стал жертвой садистов, то Сергей Иванов способен откликнуться весело и беззаботно. Дескать, он, тогдашний министр обороны, находился высоко в горах, ему не докладывали, а раз не докладывали, то, значит, ничего серьезного и не случилось. Напротив, иные сюжеты вызывают у нынешнего главы администрации президента приступы внезапной раздражительности.

"Чушь собачья", "ерунда", "бред сивой кобылы" - это его фирменные словечки и оценочные суждения, по самым разным поводам. Вы собираетесь баллотироваться в президенты, Сергей Борисович? Это правда, что у нас в армии есть генералы, мечтающие о ядерной войне? Россия собирается нападать на страны НАТО? И Сергей Борисович отвечает, не скрывая досады.

Так, например, агрессивные планы Кремля в отношении стран Балтии - это бред сивой кобылы, сообщает Иванов во вчерашнем интервью Financial Times. Экс-министру обороны "смешно слышать" подобные "обвинения", которые сознательно используются отдельными союзниками Америки для того, чтобы "получить с вас деньги". То есть корыстные прибалты желают обогатиться за счет простодушного Обамы и пугливых натовских генералов, и это забавляет главу президентской администрации. Но и раздражает тоже. Ибо "Россию обвиняют во всех смертных грехах", что, согласитесь, неприятно.

Там вообще есть что почитать, в этом интервью.

На свой лад увлекательны геополитические пассажи. "Мы как были в старых границах, так и остались, - заявляет Сергей Борисович, - а вот НАТО к нам приближается". Удивительная фраза, правда? Можно подумать, что Крым не вернулся в родную гавань.

Или вот еще, тоже про Украину и еще бонусом история другой войны глазами одного из ближайших соратников Путина. "Ни один конфликт, поверьте, мы знаем по чеченскому конфликту, - указывает Иванов, - если две стороны не садятся за стол и не начинают разговаривать... никакие посредники за них ничего не решат". Тут прямо загадка. То ли Сергей Борисович вспоминает про Хасавюрт и с некоторым опозданием хочет поблагодарить Лебедя и Масхадова, то ли стал забывчив и полагает, что вторая чеченская кончилась за столом переговоров. Возникает и проблема квалификации сказанного: чушь это собачья или же бред сивой кобылы? Проблема практически неразрешимая.

По ходу текста, подобно огонькам на болоте, вспыхивают и другие маленькие сенсации, которые тоже порождают вопросы. Допустим, Иванов размышляет вслух о санкциях и как-то спонтанно извещает читателей о том, что все нужное Родине специально обученные люди сумеют перекупить "через третьи страны", с доставкой на дом. "Поверьте мне в силу моей основной профессии", - прибавляет генерал КГБ, но верить ему не следует. В конце концов, даже советским разведчикам не всегда удавалось приделывать ноги разным западным чертежам и товарам двойного назначения, хотя самое необходимое, то есть бомбу, конечно, украли.

А в условиях холодной войны, перезагрузившейся весной прошлого года, выполнять такого рода задания станет еще трудней. И совсем уж невозможно понять, почему один из высших российских чиновников высказывается в духе простого уголовника или чекиста-нелегала. Это несолидно. Лаврентий, к примеру, Павлович никогда ничего подобного себе не позволял.

Самое же интересное происходит, когда Сергей Борисович вдруг примеривает на себя маску либерала и где-то даже национал-предателя. Когда, волнуясь, изъясняется, скажем, о ксенофобии, о стене враждебности, вставшей между людьми. "Многие обыватели, - замечает он, - верят тому, что пишут газеты, говорит телевидение и у вас, и у нас". И у вас, и у нас, представляете? Иными словами, Иванов приравнивает насквозь лживое CNN к нашему доблестному Первому телеканалу, а ту же русофобскую FT к (долго искал превосходный эпитет, не нашел) газете "Известия".

Более того. Обсуждая c британской прессой перспективы мировой войны, Сергей Борисович распаляется до такой степени, что не щадит и родную армию. Сопоставляя бюджеты стран НАТО и РФ, он говорит, что "это Слон и Моська, бегемот и домашний кот". Не всякий, знаете, несогласный мог бы так оскорбить наших зеленых человечков и лично Сергея Кужугетовича, а экс-министр обороны с легкостью их всех оплевывает, уподобляя малой псине и барсику. Да как он может и что, собственно, имеет в виду?

Тут есть разные версии. Есть точка зрения, что Иванов с недавних пор начал вести какую-то свою конспиративную игру. Месяц назад он, как бы разоблачая клевету западных СМИ в интервью "Раше тудей", внезапно начал перечислять честных людей, еще оставшихся в России. Выяснилось, что в списке имен немного - и почти все как на подбор силовики: тот же Шойгу, Лавров, Бортников, Патрушев, ну и сам Иванов. Про Путина говорилось, что он, естественно, тоже не коррупционер, но с какой-то тайной издевкой. Андрей Илларионов усмотрел в этой действительно странноватой защитительной речи "презентацию состава грядущей хунты", но все же едва ли хунта, да еще почти сплошь состоящая из генералов, стала бы презентовать себя с такой подкупающей искренностью, при живом-то Путине. Хунта как минимум сначала подыскала бы ему соответствующий чину и званию Форос.

Другая, более простая версия сводится к тому, что глава администрации Кремля по старой чекистской привычке заговаривает зубы западным политикам. Прибедняется. Внушает некие надежды, которые должны смягчить сердца лидеров стран НАТО, которые с растущей тревогой наблюдают внешнеполитические финты Владимира Владимировича и уже склоняются к мысли, что большой беды не миновать. Иванов, добрый, циничный, хотя и впечатлительный следователь, дает им понять, что не все так плохо. На фоне злого Путина он выглядит вполне вменяемым человеком, но в том и замысел.

Судьбу России по-прежнему определяет президент, и все решения, связанные с войной и миром, тоже принимает он. Раскола в элитах, о чем так много писали, подбадривая себя, наши и зарубежные путинологи, никакого нет, и скрытно диссидентские речи Иванова - это разводка. В конце концов, для ядерной войны с атлантическим альянсом бюджетных средств у Путина хватает, а других войн он не планирует. В других войнах против НАТО он проигрывает с разгромным счетом. Другие войны ему ни к чему.

Однако правда, вероятнее всего, скрывается где-то посередине, как чаще всего с ней и бывает. Скорее Иванов, который даже лучше нас с нами ощущает запах паленого, распространяющийся по планете, играет сразу во все игры. Он не готовит никаких путчей, но на всякий пожарный подает сигнал. Дескать, вижу, что творится на наших телеэкранах, и понимаю, куда дело идет. И чем кончится при лобовом столкновении России с Америкой.

Так что если Владимир Владимирович вдруг запросится в отставку, подустав или по какой другой причине, занеможет или же улетит со стерхами, то Сергей Борисович сразу станет всем интересен. Как человек со вкусом, слегка кривящийся при виде телевизора. Как тайный демократ, ежели покопаться в его генеральской душе. Как пацифист и вдумчивый читатель школьных басен из драгоценного наследия дедушки Крылова. Вероятно, потому он и активизировался в последнее время, что молчать уже тяжело, а сказать в общем нечего. И он высказывается, преимущественно по-английски, нередко в той манере, которая выгодно отличает бред сивой кобылы от других экспертных оценок. Но что-то важное проскальзывает и в них, ведь никому почти не хочется умирать, да еще солидарно со всем человечеством. Иванову тоже не хочется.

Илья Мильштейн, 22.06.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме