статья Канал ствола

Илья Мильштейн, 01.06.2015
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

У этого фильма интересный финал: звучит выстрел, герой как бы вздрагивает, сраженный, на том и завершается документалка. Очередное кино из цикла "ЧП. Обзор за неделю". Телеканал НТВ.

Стреляют в Дмитрия Зимина, основателя фонда "Династия", мультимиллионера, благотворителя, "иностранного агента", и это, конечно, впечатляет. По меньшей мере выводит из оцепенения, в котором пребывал в течение 14 без малого минут, покуда смотрел данный сюжет. Пробуждает мысль, как минимум одну.

Вот в начале этого года труженики указанного телеканала готовили фильм о Борисе Немцове, известном агенте Госдепа и национал-предателе, но им помешали выстрелы. Пришлось отменять показ. А Дмитрий Борисович жив, потому про него кино можно клепать и демонстрировать, и музыкально-звуковые находки приберегать к концу. Все можно.

Потом еще такая мысль посещает - банальная, впрочем. Все это рано или поздно кончится, и не исключено даже, что довольно скоро. Так вот, когда все это накроется и небольшая, в сущности, группа деятелей телеискусства станет невостребованной и будет иметь жалкий вид, надо бы их как-то не пожалеть. Судить их надо, что ли, за клевету и шельмование порядочных людей, за неприкрытые угрозы. Хотя и не строго судить, мы же гуманисты. И, главное, помнить, что они сделали со страной и с населением, которое столь успешно зомбировали ненавистью, натравливали на "врагов" и в течение весьма короткого времени обращали в стадо.

Это ведь, в сущности, внутрицеховая проблема, хотя и с элементами государствообразующей уголовщины. Армия воюет, спецслужбы бдят и карают, и все нарушают закон, в том числе и международные нормы, но там - приказ, за неисполнение которого можно и жизни лишиться. А здесь, у нас, кто ж неволит и принуждает? Собирательный Кулистиков, условный Соловьев, обобщенный Мамонтов и далее вниз по вертикали этого феноменального ада, где самая вонь наверху, - кого там с пистолетом у виска заставляют врать, шпионить, сливать прослушку, добивать обреченных и славить вождя? Никого не заставляют, все служат не за страх, а за бабло.

Что же касается самого фильма, то новизной зрелище не блещет. Опять коллеги бегают за оппозиционерами, задавая "каверзные" вопросы; те их посылают, а они снова бегают и суют микрофон. Опять в кадре "документы", неизвестно кем и как добытые, но страшно разоблачительные, хотя и весьма куцые по сравнение с теми, что любовно собраны и обнародованы в отношении Владимира Путина и самых ярких персонажей из его окружения. Опять слова, которые перечеркивает картинка в кадре: откуда, волнуется диктор, у Навального деньги на охрану, но мы не видим "охрану", а видим довольно рослого мужика рядом с оппозиционером и его жену Юлию, которая вряд ли служит у несогласного в должности секьюрити. Опять эксклюзив: переписка из Сети, и поди пойми, то ли мы читаем тексты из взломанной почты, то ли все выдумано - от первого до последнего слова.

Ну и главное, ради чего снято это кино, его основной смысл и пафос: представители пятой колонны не просто так вступаются за Дмитрия Зимина и его фонд "Династия", а исключительно ради денег. Какие там гранты ученым, тренинги, семинары, книги? Про это ни слова не сказано. Сказано про "Дождь", "Новое время", "Либеральную миссию", про Навального с его непробиваемой охраной - за всех, оказывается, платит Дмитрий Зимин, а если не он, то его сын Борис. Вот только потому и телеканал, и журнал, и Навальный, и фонд Евгения Ясина такие либеральные, что у них есть спонсор. А были бы у Дмитрия Борисовича какие-нибудь иные убеждение, патриотические, к примеру, и все бы они воспевали великую нашу державу и Новороссию, разве не так?

Во всяком случае, труженикам НТВ это совершенно очевидно. Взять, к примеру, их самих, создателей фильма, начальство и спонсоров. Творцы получают средства от "Газпрома" и прочего Путина, потом отрабатывают деньги и не понимают, как может быть иначе. А если власть поменяется, то многие из них, дай им только волю, расскажут нам о том, как тяжко они страдали при госкапитализме, как проклинали тайком кремлевскую олигархию, вынужденные отрабатывать свой нелегкий хлеб, какие крупные слезы проливали на кухне, в кругу семьи. И как исподтишка пытались противодействовать кровавому режиму, но не всегда удавалось, ох, не всегда. Дай им волю, они воспоют президента Навального так, что нам всем неловко станет, и президенту тоже.

В перестройку, помнится, и в постперестроечные времена много таких понабежало из агитпропа и партийной печати, десятилетиями тащивших свой мученический крест на согбенных плечах, и этого тоже на будущее не следует забывать. Правда, среди тех, перестроечного призыва, все-таки иногда попадались люди, действительно расквитавшиеся с прошлым. Однако подавляющее большинство просто без труда разучило новые слова и лозунги, а после выкинуло их из памяти и личного словаря, легко вписавшись в путинскую эпоху. Теперь же подросла новая генерация пропагандистов, первое поколение свободных людей с ампутированной совестью, и это огромная беда и для журналистики, и для всей страны.

У этого фильма интересный финал, креативный такой, весьма запоминающийся, но по сути таинственный. Понятное дело, что хотели сказать авторы очередного "ЧП". Другой вопрос, что сказали. Ведь можно в ней, в этой расстрельной ноте под занавес расслышать и нечто иное, суицидальное. Нельзя же, в конце концов, столько лет подряд заниматься телекиллерством, выдумывая несуществующих врагов, до неузнаваемости искажая реальность и обогащая звуковой ряд совсем уж немыслимыми звуками. Это не проходит безнаказанно для тех, кто посвятил свою единственную жизнь изготовлению туфты, и лучше бы им остановиться. Хотя они, конечно, не остановятся и будут отстреливаться до конца, пока не кончатся бабло и патроны.

Илья Мильштейн, 01.06.2015


в блоге Блоги

новость Новости по теме