статья Позорная труба

Илья Мильштейн, 27.05.2015
Илья Мильштейн. Courtesy photo

Илья Мильштейн. Courtesy photo

Александр Шохин, глава РСПП, иногда занимается проблемами, которые впрямую не затрагивают интересы промышленников и предпринимателей. Он, можно сказать, занимается большой политикой. В таких случаях Александр Николаевич выступает в качестве чиновника по особым поручениям при администрации президента РФ. Поручения эти еще хочется назвать деликатными.

Допустим, в Кремле после встречи Путина с членами бюро правления РСПП организуют утечку, провоцирующую довольно крупный международный скандал. Анонимные участники встречи рассказывают о том, как Владимир Владимирович весело посмеялся над президентом Порошенко, когда тот попросил его "забрать Донбасс". "Сбрендил, что ли? Мне Донбасс не нужен. Если вам не нужен, то объявите о его независимости", - пересказывает речь Путина болтливый свидетель, и тут, конечно, поднимается шум. Отдельные граждане Украины тяжко задумываются о том, зачем они выбрали себе гаранта, сливающего Донбасс. Отдельные западные партнеры погружаются в недоумение: а надо ли им поддерживать территориальную целостность Украины, если сам Порошенко не хочет ее защищать?

Правда, официальный Киев быстро откликается на эту новость, предлагая публике самостоятельно найти некоторое смысловое различие во фразах "забирайте Донбасс" и "убирайтесь с Донбасса". Получается, что Путин, как обычно, солгал - к этому мнению теперь склоняются и украинские граждане, и западные партнеры. И тогда в игру включается Шохин.

О том, что президента процитировали неверно, он говорит как бы вскользь. Но это неважно, сообщает бывший вице-премьер, не желая углубляться в тему, куда важнее для него этическая сторона вопроса. Он вообще потрясен: встреча "носила закрытый характер", и как же коллегам не стыдно было в погоне за сенсацией "делиться с журналистами" военной тайной? Так что ситуация запутывается окончательно, но в целом складывается впечатление, что Путин не врал. Вне зависимости от того, спорил он с Порошенко про Донбасс или не спорил. Соврал кто-то другой: то ли аморальные члены бюро, то ли официальные лица в Киеве.

В истории с фондом "Династия" все иначе - и все очень похоже. Другой враг: не Порошенко, а Дмитрий Зимин, известнейший благотворитель, вкладывающий свои деньги в российскую науку. Другая война: не с Украиной, а с культурным слоем России, с биологами, физиками, математиками и прочими просветителями, то есть потенциальными смутьянами и пятой колонной. Иного свойства национальный позор. "Иностранным агентом" объявлен чуть ли не единственный из наших миллиардеров, который свои средства вкладывает не в букингемские дворцы, яхты с ядерными ракетами, шубохранилища и купание малолеток в шампанском, но исключительно в научные проекты, образовательные программы, архивы, тренинги, лекции, премии, издание книг... За это Минюст внес фонд "Династия" в реестр указанных "агентов", наплевав и на общественные протесты, и на то, что спровоцированный уход Зимина из фонда - это катастрофа для нашей науки.

Понятно, что такого рода решение в стране, которая функционирует в режиме ручного управления из Кремля, было немыслимо без визы первого лица. Ясно также, что скандал слишком уж громок, чтобы его игнорировать. Опять надо спасать Владимира Владимировича, который начудил со своими скрепами и прочим хирургическим инвентарем, мечтая о том, чтобы здесь ничего не выросло, и вновь слово берет незаменимый Шохин. Теперь он лично задает вопрос Путину, и это поручение ему не в тягость, поскольку и сам Александр Николаевич склоняется к мысли, что Минюст (и только Минюст) допустил, как бы сказать, ошибку и даже "должен извиниться перед Зиминым".

Это снова закрытая встреча, на сей раз в рамках форума "Деловой России", и о том, что Шохин попросил Путина вступиться за "Династию", мы узнаём от бесстрашных бизнесменов, пожелавших остаться неизвестными. Это утечка, как в апреле по поводу Донбасса, но организованная без ненужных изысков, и Шохин никого не корит. Ну и выясняется, как и следовало ожидать, что Путин "не следил за ситуацией", а вчера, узнав о происходящем от президента РСПП, проявил философский подход, где-то даже диалектический. Если, сказал он, "Династия" занималась политикой и финансировалась из-за рубежа, то Минюст поступил правомерно. А если нет - то нет.

Получилось, что он даже заочно поправил своего пресс-секретаря, который призвал не путать иностранных агентов с нежелательными организациями и вообще с достоинством сносить оскорбления, утирая плевки батистовым платочком. В итоге Путин оказался прогрессивнее и демократичнее, чем Песков. Не говоря о Минюсте.

Что и требовалось доказать.

Впрочем, данное послание президента тоже осталось не вполне ясным. То ли он предложил Зимину убираться со своим фондом, то ли попросил остаться. То ли дал поручение проверить, а то и пересмотреть приговор Минюста, то ли не дал. Известно лишь, что Путин вроде дистанцировался от всех и ни в чем не виновен. Хотя, может, и не было никакого вопроса и ответа, как проверишь? Шохин молчит, секретов не разглашает, и филантроп не собирается более "тратить... деньги под маркой неведомого иностранного государства" и судиться с Минюстом, чтобы "иметь возможность их тратить", тоже не готов. А это означает, что спецоперация близится к завершению, вот уже и фейсбук Зимину взломали, все идет по сценарию. Еще одна проблема практически решена, и очередной бунт государства Российского против своих граждан, против будущего страны увенчался победой.

Бунт бессмысленный и беспощадный, но не надо отчаиваться: мы сопротивлялись. Даже начальство. Сам Шохин, пишут, в обстановке секретности поднимал руку и задавал вопрос. Сам Путин, говорят посвященные, вопрос выслушал и сказал, что не знает. Позорище, да, но с привкусом тайны, а это всегда как-то слегка обнадеживает и утешает, разве нет?

Илья Мильштейн, 27.05.2015


новость Новости по теме