статья Физиологи шутят

Илья Мильштейн, 20.10.2014
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Самое смешное в этой шутке из мира тенниса, что Шамиль Тарпищев до сих пор не значился ни в каком санкционном списке. Да и как он мог туда попасть? Бывший личный тренер и спарринг-партнер Бориса Ельцина давно ушел из мира большой политики. Ровно в тот день, наверное, ушел, когда Кремль покинул лучший его ученик на корте. Когда пришло время специалистов по дзюдо. Как известно, один из них, друг и спарринг-партнер Путина, недавно указанный список возглавил и украсил.

Тем не менее Шамиль Анвярович тоже попал в историю, которая до степени неразличения напоминает многие нынешние скандалы. На память сразу приходят и антигейский закон во всей его государствообразующей полноте, и министр Мутко как живой стоит перед глазами, и лицо депутата Милонова в его простой оправе чудится, пугая независимого наблюдателя. Короче, выступая на Первом телеканале, Тарпищев вместе с Ургантом поржал над сестрами Уильямс, назвав их "братьями Уильямс". За что и был репрессирован, то есть отлучен на год от WTA и оштрафован на 25 000 долларов.

Возникает вопрос: зачем ему это понадобилось?

До вчерашнего вечера можно было предположить, что таким довольно привычным уже способом заслуженный тренер СССР желал выразить свою солидарность со всеми теми представителями российской элиты, которых наказали на Западе. И с теми, кого еще накажут, лишая виз, замораживая вклады и арестовывая недвижимость. Говорил же Сурков, что санкции США для него "большая честь", а также "признание заслуг перед Россией". Принимали же депутаты Госдумы заявление, в котором требовали от Вашингтона и Брюсселя немедленно их всех, числом 436, одобривших закон против гей-пропаганды, обличить в патриотизме и не пускать в Европу и Америку.

Вот и Шамиль Анвярович решил, должно быть, что негоже отсиживаться в тени, когда лучших людей страны подвергли этой неслыханной каре. А может, на него косились в элитах: дескать, а ты что же? Разве не хочешь пострадать вместе с нами? И тогда он явился в телеэфир с припасенной шуткой, вызывая на себя огонь Женской теннисной ассоциации.

Однако вчера Тарпищев неожиданно извинился перед сестрами Уильямс. За свою "маленькую шутку", как он выразился, - и это значит, что данная версия несостоятельна. Сурков не извинялся, депутаты не извинялись. Извиняющегося Милонова даже вообразить страшно. Шамиль же Анвярович, похоже, искренне сожалел о случившемся и своей маленькой идиотской шуткой действительно не желал задеть "величайших теннисисток". Просто она как-то сама собой вышутилась.

Это еще можно назвать магией Первого телеканала - в широком смысле. Такая теперь мода. Такое веселое поветрие. Такой, как бы сказать, юмор, свыше дозволенный, одобренный и залитованный. Так что и человеку, вроде бы давно далекому от политики, вдруг попадает шлея под хвост, и он, прежде не замеченный в сексизме, изгаляется над американками.

Кстати, это важно, что Серена и Винус американки, это тоже тренд: поносить граждан США, хоть даже и величайших. Это происходит как-то само собой, на уровне условного рефлекса, как выделение слюны. Это наша новая антиполиткорректность, в пику пиндосам: над всем, что у вас огорожено рамками приличий, мы с большим удовольствием постебаемся. Покажем банан Обаме! Это нам типа смешно. До усрачки.

Вообще ко всем этим первоканальским шуткам стоит прислушаться. Помнится, в апреле позапрошлого года тот же Ургант в программе "Смак" лихо рубал зелень, "как красный комиссар жителей украинской деревни", и случившийся рядом деятель культуры Адабашьян от души ему подыгрывал, очищая нож от сельдерея: "А я останки жителей стряхиваю". Тогда могло показаться, что шуты глумятся над украинской историей. Сегодня, в эпоху Игоря Иваныча с присущими ему Моторолой, Бесом, Бородаем и Безлером, хохмачи предстают нострадамусами.

Дозволенное сексистское хамство на гостелеканале с многомиллионной аудиторией тоже на свой лад диагностирует время.

Нацизм - это ведь не только алые флаги с черной свастикой в белом круге, а также марши, парады, погромы и "наши мальчики" в чужих краях. Это еще и определенного сорта юмор, который вовсе не исчерпывается злобными кукрыниксами на первых полосах газет, клеймящими космополитов и прочих агентов "Джойнта" и Госдепа. Куда важнее, что проникает он и на последние полосы, туда, где спорт, культурка, кроссворд и анекдоты. Или там "Вечерний Ургант" для расслабухи. Нацизм - это когда даже веселый разговор о теннисе неизбежно выруливает на "братьев Уильямс", и публика надсаживается от хохота, и удивляться тут нечему.

Удивляет, прямо даже ошарашивает, другое. Когда человеку, который еще недавно радовался своей немудрящей шутке, вдруг становится неловко и он просит прощения. Пусть и под угрозой штрафа и позорной дисквалификации. Значит, чувство стыда у него еще полностью не атрофировалось, да и санкции действуют. На кого как.

Илья Мильштейн, 20.10.2014


в блоге Блоги

новость Новости по теме