статья На свободную тему

Илья Мильштейн, 16.10.2013
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Допускаю, они еще заговорят о бериевской амнистии. О том, как на свободу вышли тысячи и тысячи страшных уголовников, которые стали резать всех подряд. Наверняка вспомнят фильм "Холодное лето 53-го". А наш дон Рэба – он же не Берия и не допустит того, чтобы холодная зима 2013-го обернулась массовой помиловкой. Собственно, в этом ключе они уже заговорили. Единорос Рафаэль Марданшин призывает к бдительности. "Внимательно нужно относиться к тому, что является преступлением против личности, тяжкими преступлениями" – таков его комментарий.

Бывший прокурор, ныне депутат Думы от КПРФ Юрий Синельщиков вообще в недоумении. Пусть, говорит он, члены СПЧ посмотрят отчеты, в колониях сейчас сидит на треть меньше людей, чем 10 лет назад. У нас полупустые колонии. В самом деле, эдак лагеря опустеют, и кто, спрашивается, будет шить униформу для надзорсостава?

А Юрий Напсо из ЛДПР обеспокоен тем, что на свободу смогут выйти коррупционеры и наркоторговцы. "Не думаю, что президент одобрит такой документ", – говорит народный избранник, и эти его слова можно трактовать по-разному. Либо первый зампред комитета ГД по гражданскому, уголовному и арбитражному законодательству высказывает робкую надежду, либо хорошо информирован. Не в том смысле, что читал документ, а насчет Путина. По поводу его отношения к любым амнистиям в целом и к той, что готовится ныне, в частности.

Между тем сам проект амнистии, направленный вчера президенту, носил закрытый характер и в подробностях до сегодняшнего дня не был известен никому, кроме главы государства. До вчерашнего дня мы знали только, что документ одобрен на заседании СПЧ и касается матерей с детьми, инвалидов, беременных, а также лиц, совершивших ненасильственные преступления, то есть Марданшин может успокоиться. Понятно также, что Михаил Федотов за годы своей нелегкой службы хорошо изучил характер гаранта и забрасывал сеть погуще, предполагая, что президент наверняка исключит из проекта немало статей. Ну, кто-нибудь да останется.

А главная интрига вовсе не сводится к тому, заполонит ли улицы российских городов армия помилованных убийц, насильников, коррупционеров и наркоторговцев. Тем более никого не интересует мнение каких-то думских деятелей, хотя формально именно они имеют право объявить амнистию. Главный вопрос обращен к президенту, и сформулировать его можно так: люди, которых он не считает политзаключенными, выйдут на свободу или нет? Мы ведь ничего не знаем про граждан, отбывающих свои уголовные сроки. Зато мы точно знаем, что те, кого Путин отказывается признать политзеками, невиновны.

Насколько можно понять, согласно документу, который подан Владимиру Владимировичу, почти все они должны освободиться, за исключением разве что Алексея Пичугина. Так, Ходорковский и Лебедев, осужденные на 11 лет по "тяжелой" статье, смогут вернуться домой, поскольку отбыли две трети назначенного срока. С девочками из Pussy Riot, Стомахиным, Навальным, Офицеровым дела обстоят еще проще – их статьи сравнительно легкие. Таисия Осипова приговорена к 8 годам за сбыт наркотиков, и, вероятно, против таких, как она, возвышают свои голоса депутаты-обличители, но и у нее есть шансы. Жертвы Болотной, Сергей Удальцов, "пираты"-экологи – они все не осуждены и могут быть амнистированы, опять-таки если того пожелает президент. Если он всерьез, например, говорил о том, что не считает граждан, взятых на абордаж в Печорском море, пиратами.

Впрочем, о том, что Путин думает на заданную тему и какое решение примет, сегодня бессмысленно даже гадать. Не исключено, что он всего лишь троллит свой СПЧ и никого, ни одного человека из политического списка на волю не отпустит. Не исключено также, что кое-кто из них все-таки освободится. Мария Алехина и Надежда Толоконникова, например, поскольку сопровождающие их отсидку скандалы уже просто невыносимы для Кремля. Но крайне маловероятно, что выйдут все политзеки.

А если все же захочется помечтать, то следует заметить, что некоторую надежду на широкую амнистию внушают, как ни странно, вот эти речи думских деятелей, опубликованные в центральной прессе. Речи сумбурные, таинственные, явно продиктованные желанием выслужиться, но при этом не слишком кровожадные. Никто из процитированных ничего не говорит ни о Pussy Riot, ни о Навальном, ни о тех, кто сидит в СИЗО. А это значит, что сигнала сверху прямо и сурово высказываться против несогласных, как бы оказывая давление на Путина, пока не поступало. Пока тему забалтывают, совершая нехитрую подмену и пугая граждан всплеском преступности и прочей наркоторговли. Про бериевскую амнистию тоже пока не говорят, а может и не скажут. Рискованная все-таки аналогия.

Илья Мильштейн, 16.10.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме