статья Плагиатский запрос

Илья Мильштейн, 18.09.2013
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Владимир Вольфович зрит в корень: проблему плагиата надо рассматривать диалектически. С одной стороны, воры – они и есть воры, и те народные избранники, которые уличены в списывании чужих диссертаций, должны быть лишены ученых степеней. А с другой стороны, "мы же нанимаем водителей", если денег навалом, но неохота сидеть за рулем и уж тем более с утра пораньше тащиться на государственную службу в метро. Наемный труд надо уважать.

Так и с диссертациями. Говоришь референту, чтобы подыскал готовый диссер или человечка, который понаторел в этом бизнесе, отстегиваешь бабки, перегоняешь то, что доктор прописал, и становишься грамотеем. Он тебя катает – и ты едешь. Вверх по карьерной лестнице, весь из себя такой титулованный.

Вывод: воруй, но не попадайся. А если попался, то с достойным видом, солидно так откажись от научного титула. В конце концов ничего постыдного ты же не совершил, просто машина вместе с водилой, оказывается, числилась в угоне. Лидер ЛДПР призывает к милосердию и смирению.

Доктор философских наук, заслуженный, причем потомственный юрист В.В. Жириновский давно сменил имидж. Мечты сапожника об Индийском океане, обливание оппонента соком в прямом эфире, таскание дам за волосы – все это уже история. Конечно, если дедушку сильно разозлить, он еще может тряхнуть стариной и вспомнить повадки боевой молодости. Однако возраст берет свое, и голубые глаза Владимира Вольфовича все больше излучают снисходительность и мудрость. В конфликте академиков с единоросами он избрал роль миротворца.

Ученые, творчески перерабатывая писательский опыт, прогуливаются возле Думы и в массовом порядке обвиняют депутатов ПЖиВ и их пособников в плагиате. Причем среди разоблаченных деятелей копипаста упоминается и сын экс-вице-спикера, нынешний вице-спикер нижней палаты Лебедев. Получается, что новый закон о РАН собираются принимать патентованные плагиаторы, и это сильный ход в дискуссии академиков с законодателями. Возникает ситуация, которую хочется назвать парадоксальной.

Реакция депутатов предсказуема. Они сильно гневаются и обвиняют оппонентов в шантаже. Это похоже на истерику и вообще звучит неубедительно. Тут ведь как: либо вы жулики и воры, либо законодатели. Честного человека напоминаниями о былых мошенничествах шантажировать невозможно.

Напротив, Жириновский спокоен. По просьбе кремлевских кураторов или сам по себе, почувствовав, что начальство растерялось, бывший скандалист умело снижает градус дискуссии. Когда на заседании Думы Оксана Дмитриева, единственная из всех, просит впустить в зал мерзнущих на улице пикетчиков, Жириновский возражает, но в своем фирменном стиле: "Кто мешал академикам на нас влиять?" А всю эту историю комментирует в том смысле, что жулики напрасно списывали диссертации, но винить их по сути не в чем. Ну, приделали ноги чужой машине, с кем не бывает.

Что же касается закона, то Владимир Вольфович поддержит его, если тезка просигналит из Кремля. Если же оттуда пробибикают, что закон все-таки сыроват и лучше бы не доводить академиков до греха и бунта, то, скинув маску миротворца, он выступит непримиримым защитником угнетенной науки и гневно заклеймит тех, кто намеревался принимать негодный закон. Это теперь можно и даже модно: партию "Единая Россия" сегодня не пинает разве ленивый. Сытые, благополучные, государствообразующие дядьки неожиданно для себя превратились в мальчиков для битья.

Забавно, однако, что в эту игру со всей страстью включились и академики. Митингуя на Охотном Ряду, ученые клеймили преимущественно единоросов, как бы не понимая, что никакой партии власти на самом деле нет. Что копипастеры, собравшиеся в Думе, как и Жириновский, ничего не имеют ни за, ни против реформы РАН. Что как им скажут в администрации президента, так они и проголосуют, и гори эта ваша наука синим пламенем. Беда в том, что говорят всякий раз по-другому.

Впрочем, правила игры придуманы не сегодня, и когда несчастный Владимир Фортов, президент РАН, мечется между своими подопечными и Путиным, он тоже знает, как и с кем разговаривать. Поэтому критику единоросов выслушивает от академиков ласково, а в отношении гаранта просит не допускать резких высказываний, чтобы избежать самого худшего. Оттого и в "письме 400", как бы обращенном к вершителям судеб Академии наук, в том длинном свитке, где перечислены плагиаторы, веселое имя Путина не встречается. Хотя в свое время громкая была история, и напоминание о ней в эти дни представлялось бы весьма уместным.

К слову, Жириновский и тут оказался умнее всех, даже Путина, хоть это и невозможно. Приобщаясь некогда к большой науке, он в качестве диссертации предъявил изумленным философам и социологам все сто томов своих партийных книжек. То есть 11 томов личных, глубоко выстраданных "размышлений" на тему "Прошлое, настоящее и будущее русской нации", что было по справедливости признано неоценимым вкладом в теорию и практику отечественной философии, истории, политологии и чего там еще бывает. Вопрос о нанятых водителях даже не возникал, ибо корифей стоял на трибуне и, бегло пересказывая накопившиеся в голове и в книгах идеи, всем своим видом отторгал саму мысль о плагиате. Не родился еще такой водитель.

Илья Мильштейн, 18.09.2013


в блоге Блоги

новость Новости по теме