статья Пражское поражение

Илья Мильштейн, 30.07.2012
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

У Александра Бастрыкина много врагов. Таков беспокойный характер этого человека, способного наброситься с короткостволом на чужую собаку и ее хозяина. И такова его должность, что постоянно приходится дискутировать с разными высокопоставленными оппонентами: с Чайкой, с Кудриным, а то и с самим Хинштейном. Теперь этот список пополнился Алексеем Навальным, который ударил Александра Ивановича больнее всех.

Все-таки, согласитесь, это очень обидно: расследовать большое дело о скоплении потенциальных "иностранных агентов" на Болотной площади - и вдруг услышать, как тебя самого называют этими страшными словами. Причем не без оснований, поскольку наличие у Бастрыкина в недавнем прошлом вида на жительство в Чехии уже подтвердил тамошний МИД, а бывший глава чешской военной разведки назвал возникшую ситуацию "исключительной". Как профессионал, глава СКР вполне способен оценить качество улик, собранных легендарным блогером.

Как вести себя в такой ситуации?

Прискорбный конфликт с чужой собакой можно было замять. Разборки с Чайкой переключить на вялотекущий режим, понимая, что высшая власть ничуть не против того, чтобы силовики конкурировали друг с другом, лишь бы не зарывались. Прогремевший на всю Россию скандал с Сергеем Соколовым, которого вспыльчивый Александр Иванович осыпал укорами в подмосковном лесу, удалось притушить, попросив прощения. А тут извинениями не отделаешься.

Поэтому приходится отбиваться, организуя интервью в дружественной до поры центральной газете. Раскрывать семейные тайны, связанные с "передачей" пражской квартиры бывшей жене. Рассказывать о тонкостях ведения бизнеса, который не принес ни цента. И даже ставить на карту свою карьеру, обещая уйти в отставку, если выяснится, что сумел заработать больше ноля.

Неприятная, в общем, история. В политическом смысле прежде всего, поскольку подтверждает бытующие в народе слухи о том, что у многих наших начальников, даже носителей государственной тайны, имеются запасные аэродромы в странах НАТО, записанные на бывших жен, подставных троюродных братьев и других внучатых племянников. Все эти начальники, включая самых бескомпромиссных борцов с коррупцией, могут оказаться иностранными агентами - и это не издевательская юридическая метафора, как в известном законе об НКО, но сущая правда.

Воображение дорисовывает картину, разрывающую душу и шаблон. Получается, так называемые чиновники группы "А" и даже страшно сказать кто - все под подозрением. Напротив, так называемые агенты Госдепа, системные и внесистемные, являются истинными патриотами, поскольку доверчиво хранят деньги в своих жилищах, что подтверждают обыски, проведенные ведомством г-на Бастрыкина. Иногда они, конечно, бегут на Запад, но живут там не в купленных заранее нехороших квартирах, домах, виллах и замках, а в условиях куда более скромных и все как один мечтают вернуться на Родину. Когда власть в ней переменится и место прислужников НАТО займут истинные патриоты.

У Александра Бастрыкина много врагов, и можно лишь гадать о том, кто из его коллег, тоже наверняка иностранных агентов, будет особенно ликовать, если главу СКР снимут с должности. При этом, конечно, радоваться будут и Навальный, и другие оппозиционеры, но Александр Иванович лукавит, заявляя, что "чешский" скандал связан с "уголовным делом по массовым беспорядкам на Болотной". Ибо Навальный может сильно испортить настроение генералу, но не может его уволить. Наоборот, чрезвычайная активность следователей СКР в "Болотном" деле и в деле Навального - это чуть ли не последний козырь Бастрыкина в диалоге с Кремлем.

И когда пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков сообщает, что все жалобы Навального на Бастрыкина будут переданы в Генпрокуратуру, это он так на своем кремлевском языке подбадривает генерала. И поторапливает: мол, действуйте решительней, Александр Иваныч, а то ваш заклятый друг Чайка и впрямь может заинтересоваться поступившими документами. Что ж, Александр Иванович старается - изо всех сил. Сидя в своей виртуальной стеклянной пражской квартирке, он отчаянно, словно камнями, швыряется ордерами на арест.

Илья Мильштейн, 30.07.2012


в блоге Блоги

новость Новости по теме