статья Идеальный дурдом

Илья Мильштейн, 19.10.2011
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Смешнее всего, что последний хит поэта-песенника Александра Елина является не единственным его шедевром. И десяти лет не прошло с тех пор, как девушки из группы "Поющие вместе" хором поделились с народом своими нескромными эротическими фантазиями. Они все дружно захотели "такого, как Путин, полного сил. Такого, как Путин, чтобы не пил. Такого, как Путин, чтоб не обижал". Ну и чтобы не убежал, рифма такая.

Тогда, без малого десять лет назад, этот призыв услышали миллионы россиян. Песня звучала чуть ли не на всех российских FM-радиостанциях, потеснив самые модные уголовные шансоны. Денька на четыре она стала неофициальным гимном РФ.

Это был полный дурдом - мода на песню про Путина, которого хотят девушки из ансамбля.

Теперь, когда точно выяснилось, что Путин никуда не сбежит, мода поменялась. Хитом "ютуба" стало другое произведение того же автора. В исполнении группы "Рабфак" прозвучала песня "Наш дурдом голосует за Путина".

На картинках в клипе, сопровождающих новое сочинение Елина, мы видим соотечественников самых разных возрастов и занятий. Сотрудников дорожно-постовой службы, вступающих между собой в неуставные противоестественные отношения. Патриотически настроенное юношество. Молодежь, кидающую "зиги". Пьяную бабульку с папиросой. Одинокого голого маньяка, потряхивающего лихо закрученной конструкцией красного цвета. Персонал психиатрической больницы. Но в общем и целом клип населен пациентами этой больницы - как бы реальными и потенциальными. Почти все они пляшут. От их имени "рабфаковцы" поют грубыми голосами песню, в которой есть такие слова:

Все так сложно, все так запутано,
Но разбираться некогда, брат.
Наш дурдом голосует за Путина,
Наш дурдом будет Путину рад.

Венчают сюжет кадры из телехроники, на которых омоновцы винтят очередных несогласных, а в самом конце мы видим кавказскую молодежь, осторожно отплясывающую лезгинку в центре Москвы. Так песня обретает неожиданный заключительный аккорд: Путин - это засилье инородцев в стране, населенной придурками.

Сам Елин объясняет свою эволюцию тем, что меняется вместе со страной. "Всем сначала очень понравилось, - говорит он, - а потом перестало нравиться в какой-то момент. Сначала это был немножечко такой дамский восторг (по поводу воцарения Путина. - И.М.), а сейчас это вполне себе мужское недоумение, разочарование и непонятки".

Все это необычайно интересно. Начиная с идейного и творческого роста поэта-песенника и кончая русофобией, плавно переходящей в ксенофобию. Сотни тысяч кликов, шквал комментариев, включая одобрительные отзывы столпов оппозиции, свидетельствуют о том, что песня попала в цель, и речь тут не только о вожде. Вообще говоря, не про Путина эта песня. Да и "мужское недоумение" едва ли является главной ее темой.

Примчавшиеся санитары могут зафиксировать вот какой удивительный факт: людям по-своему нравится, что страна превратилась в дурдом. Народ смакует собственное унижение, вытесняя его в ту область, которая называется стебом. Народ, которого заколебал тандем, готов принять всю вину на себя: ну да, вот такие мы дебилы, что кроме Путина никого другого не заслужили. Народ весело, с плясками, не расстается со своим прошлым и плюет на будущее.

Что тут скажешь? Если эта трактовка верна, то собирательному Путину страшно повезло с народом, как раньше везло Рюрикам, Романовым и коммунистическим царям. Невезучий народ и везучие цезари - может быть, к этой формуле можно свести всю историю России. Иначе трудно объяснить все происходящее с нами: Владимир Владимирович надоел смертельно, до рвоты, но в декабре дошедшие до урн в подавляющем большинстве проголосуют за "Единую Россию", а в марте выберут Путина.

Как минимум в эти две песни можно уложить текущую эпоху: от "Поющих вместе" с их государствообразующим щебетаньем до "Рабфака" с его свежим гимном дурдому. Сперва отдались, потом свихнулись. И все это произошло в одной отдельно взятой стране. В одной отдельно взятой голове поэта-песенника. В одном отдельно взятом Рунете. Впрочем, конца эпохе не видно, и сегодня нам остается лишь гадать о содержании хитов 2024 года.

Илья Мильштейн, 19.10.2011