статья ГУЛАГом по сталинизму

Илья Мильштейн, 02.03.2009
Илья Мильштейн

Илья Мильштейн

Очень живо представляю себе эту картину. Черные "воронки" по ночам. Вырванный с мясом звонок. Строгий следователь с лицом Сергея Митрохина: "По нашим сведениям, вы отрицаете преступления, совершенные сталинскими палачами. Соседи доносят, что также и оправдываете". А потом, десятилетия спустя, волна посмертных и прижизненных реабилитаций. И две России, глядящие друг другу в глаза: та, что сажала, и та, что сидела. За отрицание или оправдание сталинских репрессий.

Кощунствую? Нет. Разве что слегка перегибаю палку, доводя до логического завершения призыв политсовета партии "Яблоко". Требование ввести уголовную ответственность за "оправдание массовых репрессий, уничтожения миллионов безвинных людей", а также за "отрицание факта массовых репрессий, действий по уничтожению социальных групп и народов".

А где статья, там и люди. Прокуроры, следователи, зеки. Был бы человек, а конвоир на него всегда найдется. Особенно у нас, где традиции сталинизма бережно передаются из поколения в поколение, от прадедов правнукам. Точнее, традиции шемякиных судов, уходящих корнями в глубокую древность.

Дней пять назад я мучился над вопросом: что у начальства происходит в мозгах? Тогда на слуху были сталинградские речи министра Шойгу, пожелавшего обогатить УК статьями, карающими за отрицание победы в Великой Отечественной войне. Сегодня хочется поставить вопрос иначе: что перемкнуло мозги оппозиционерам?

Причем Шойгу по сравнению с Митрохиным и его политсоветом - голубь и гуманист. Когда и если Госдума внесет в УК поправки от МЧС, сажать по этим статьям будет некого. Поскольку ни в России, ни в ближнем, ни в дальнем зарубежье нигде, за исключением психбольниц, нет людей, утверждающих, что войну выиграл Гитлер или что она окончилась вничью.

А вот если "Яблоко" придет к власти и реализует свои идеи, то в лагеря можно будет отправить миллионы людей. И стариков, выходящих на свои безумные демонстрации с усатым идолом в дрожащих руках, и глупую молодежь, и людей среднего возраста, свято убежденных в том, что без Сталина "мы бы не выиграли войну", а репрессии как часть эффективного менеджмента в предвоенные и послевоенные годы были необходимы. Как выражался один довлатовский герой, "наступит и для этих блядей своя кровавая ежовщина..."

По правде сказать, я не люблю этих граждан. Как не люблю невежд и агрессивных дураков. У меня вызывают отвращение авторы современных учебных пособий, пропагандирующие терпимость по отношению к людоеду. Вообще говоря, состояние умов в Отечестве достойно глубочайшего сожаления, чтобы не сказать резче. Однако именно этим состоянием умов и следует, вероятно, объяснять свежую законотворческую инициативу, зародившуюся в политсовете "Яблока".

Безусловно, Россию от сталинизма следует лечить. В больном обществе это государственная задача, которую не может и не желает решать нынешняя тандемократия. Но если всерьез говорить о лечении, возлагая его на будущую цивилизованную власть, то нет сомнений в том, что она обойдется без репрессий. И не надо сравнивать Россию с Германией: нацизм был побежден военными средствами, а советские люди сами себя победили, распустив нерушимый Советский Союз.

Сталинизм тоже придется избывать самостоятельно. Словом, а не делом. В школе и вузах, а не в тюрьмах и лагерях.

...Это какое-то вечное проклятие нашей жизни, запечатленное в известном анекдоте про запчасти: что ни собираем, получается "Калашников". Как ни боремся за увековечение памяти героев войны или жертв сталинизма, все выходит новый ГУЛАГ. Для врагов народа, которые в соответствии с эпохой должны караться по разным статьям, но с общей оголтелостью.

И совсем уж невеселый разговор - о политике. Просто невозможно постичь, на что рассчитывает "Яблоко", выходя к российскому электорату с такими идеями. Оттолкнув левых, Митрохин вдобавок намерен отказаться и от поддержки интеллигенции - самого верного своего избирателя? При Явлинском эта партия успешно раскалывала демократические ряды, что заставляло говорить о провокационной роли ее вождей. Сегодня речь идет о политическом самоубийстве. И ладно бы, и не жалко, если забыть о том, что "Яблоко" по-прежнему считается одним из символов оппозиционного движения. Но если помнить об этом, то налицо опять провокация, дискредитирующая и выставляющая злобными болванами всех, кто мечтает о другой России - демократической и свободной от карательного маразма.

Илья Мильштейн, 02.03.2009


новость Новости по теме