статья Алтарь отечества

Николай Митрохин, 26.02.2014
Николай Митрохин. Фото из личного архива

Николай Митрохин. Фото из личного архива

24 февраля Синод Украинской православной церкви Московского патриархата назначил местоблюстителем Киевской кафедры митрополита Онуфрия (Березовского). Это означает, что бывший уже глава Черновицкой и Буковинской епархии становится на ближайшее время руководителем крупнейшей в стране конфессии. Сможет ли он утвердиться на этой кафедре пожизненно, решит поместный собор УПЦ, который соберется после кончины нынешнего предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана). Тот уже несколько недель находится при смерти и, по некоторым сообщениям, в последние дни "перестал узнавать своих".

Решение о назначении Онуфрия ознаменовало окончание управленческого кризиса, парализовавшего деятельность верхушки УПЦ МП в последние три-четыре года. Борьба политических и возрастных группировок в Синоде УПЦ при физической недееспособности главы церкви привела к тому, что в разгар политического кризиса в стране УПЦ МП не смогла дистанцироваться от криминального режима Януковича. Более того, отдельные представители руководства церкви выступили в его поддержку.

На фоне развернувшегося в последние дни по всей Украине передела имущества (не столько материального, сколько "символического капитала") подобные грехи могли быть чреваты огромными рисками. Например, в ночь на 23 февраля на ленты новостных агентств поступила паническая информация об окружении Киево-Печерской лавры, где находится духовный и административный центр УПЦ МП, отрядами киевской "самообороны" с целью передачи ее Украинской православной церкви Киевского патриархата. И хотя вскоре выяснилось, что отряд прибыл лишь для внешней обороны объекта (как и других важных административных зданий города), волнение УПЦ МП было понятно.

Недаром создавшейся ситуацией решил воспользоваться самый опытный религиозный деятель современной Украины – глава УПЦ КП Филарет (Денисенко). УПЦ КП активно поддержала восставший народ. Принадлежащий ей Свято-Михайловский собор в Киеве на время событий превратился в госпиталь и место отдыха для участников Майдана. Так что вполне естественно, что сразу после победы Филарет решил преобразовать нажитый символический капитал в материальный, вновь выступив с заявлением о необходимости создания единой Украинской православной церкви.

Идея создания на месте трех украинских православных церквей единой (и независимой от Москвы) церковной организации - практически ровесница украинской независимости. Она последовательно поддерживалась и поддерживается практически всем украинском политическим классом - кроме Януковича и его "донецких". Однако объединение все никак не реализуется. А УПЦ МП все никак не отделяется от Москвы, не уходит в свободное плавание. И в ближайшее время ни того, ни другого ожидать не приходится. И вот почему.

Первая существенная причина связана с личностями глав основных конкурирующих церквей – УПЦ МП и УПЦ КП. Они давние и непримиримые соперники в борьбе за власть над православной общиной Украины. И если митрополита Владимира уже можно не принимать в расчет, то Филарет (Денисенко), насколько известно, находится в добром здравии. И вызывает изжогу у епископата и значительной части духовенства УПЦ МП. Пока есть шансы, что он возглавит объединенную церковь и подомнет ее под себя так же, как он это сделал с УПЦ КП, ни о каком реальном объединении речи быть не может.

К рядовым священникам, мирянам и даже части епископата УПЦ КП в УПЦ МП гораздо более мягкое отношение. Их переходы из церкви в церковь – нередкое явление. И это вторая причина существования нескольких православных церквей. Если общину или священника очень уж достало епархиальное начальство, у них есть выбор - остаться в его подчинении или уйти. И осознание этой возможности эффективно ограничивает всевластие епископата, которое является наиболее серьезной проблемой жизни православных общин в России.

Третьей проблемой является вопрос канонической автокефалии. В переводе с церковного это вопрос о том, освободится ли нынешняя УПЦ МП от подчинения Москве, для того чтобы возглавить объединенную Украинскую православную церковь (без Филарета). И согласятся ли жители русскоязычных регионов Украины (прежде всего Одессы, Крыма, Донецкой и Луганской областей) с подобной независимостью - или же захотят присоединиться к РПЦ напрямую, в качестве ее зарубежных приходов и епархий, как это произошло с православными общинами в странах Балтии.

Решить первую проблему призвано назначение митрополита Онуфрия. В России (в том числе и среди православной общественности) он известен мало. Однако в УПЦ МП его знают как человека, спасшего в конце 1980-х годов Почаевскую лавру (центр московского православия на Западной Украине) от захвата политическими активистами, поддерживавшими в тот момент Украинскую автокефальную православную церковь (сейчас это третий и последний по значению участник переговоров по объединению). Как рассказывал мне в 1997 году сам митрополит Онуфрий, он тогда просто не поскупился на охрану, что было в те времена неординарным поступком. Он же твердо выступил против курса на автокефалию, когда митрополит Филарет в 1992 году попытался увести за собой УПЦ из РПЦ. Двадцать лет он сохранял под своим контролем одну из крупнейших украинских епархий, которая сейчас насчитывает 400 приходов, и не дал ей "уйти в раскол", что произошло в других областях Западной Украины. У него, в отличие от многих других членов Синода УПЦ, нет скандальной гомосексуальной репутации, и он воздержался от каких-либо политических заявлений в период противостояния.

Так что Онуфрий - идеальный кандидат для того, чтобы оградить УПЦ МП от попыток принудительного объединения. Первые шаги в этом качестве он сделал на том же Синоде, где его избрали местоблюстителем. УПЦ МП осудила Януковича и создала очередную комиссию по переговорам с УПЦ КП. Однако в эту комиссию вошли второстепенные церковные чиновники - и это наглядно показывает, что создана она для затягивания ситуации, в чем Онуфрий большой мастер.

Что же касается разрешения долгосрочных стратегических задач, то митрополит Онуфрий, если он будет избран пожизненным главой УПЦ МП (а это до сих пор не гарантировано), - не тот человек, что может оправдать чьи-то большие надежды. Это уже немолодой монах, воспитанный в Троице-Сергиевой лавре. Собирать и сохранять имущество он умеет хорошо, а вот заниматься привлечением молодежи, распространять новые церковные технологии, ставить и решать другие важные задачи, а уж тем более вести УПЦ на решительный разрыв с Москвой он не будет. Его нынешняя умеренно проукраинская ориентация означает лишь то, что он - в отличие от председательствовавшего в Синоде (и тоже метившего на пост местоблюстителя) митрополита Одесского Агафангела (Саввина) - не будет выступать с проимперскими декларациями и злить украинские власти и общественность.

Впрочем, это, возможно, и неплохо. Пребывание Онуфрия на посту главы УПЦ успокоит промосковски настроенных церковных сепаратистов. Вместе с тем он находится в неплохих отношениях с группой молодых и образованных церковных администраторов, сложившейся в последнее десятилетие вокруг митрополита Владимира. Церковная интеллигенция и новые власти видят в них надежду на объединение украинских православных. Именно они 25 февраля по благословению Онуфрия отслужили молебен на месте гибели людей в Киеве. Административное и психологическое возмужание этой части епископата под крылом Онуфрия – это, возможно, не худший вариант развития событий для украинского православия на ближайшие годы. Лишь бы этот процесс снова не затянулся на десятилетия.

Николай Митрохин, 26.02.2014